Впрочем, в ближайшие три года это время может сократиться на 8 минут, а на квадратном метре в автобусе будет на 0,3 человека меньше (т.е. ровно 5 человек). Такие задачи поставили чиновники Департамента транспорта и связи Москвы в программе развития общественного транспорта на 2007-2009 годы.
Сегодня на долю автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси приходится каждая вторая перевозка пассажиров по городу (для сравнения: легковые автомобили выполняют лишь 18% перевозок). Однако власти намерены пересадить как можно больше людей с личных авто на общественный транспорт.
Сделать вечно переполненный, ползущий как черепаха автобус привлекательнее личного "железного коня" - задача не из простых.
Прежде всего, общественного транспорта должно быть много. Поэтому в ближайшие три года Москва закупит 2720 новых автобусов, 227 троллейбусов и 203 трамвая. Это значит, что на линию выйдет на 15% больше автобусов, на 17% - троллейбусов и на 10% - трамваев. Новые модели будут самыми современными и экологически безупречными: автобусы, соответствующие нормам ЕВРО-3 и работающие на природном газе, электротранспорт - с энергосберегающими технологиями. Особый шик: подвижной состав теперь будут закупать исключительно с низким уровнем пола (постепенно такими моделями заменят весь имеющийся наземный транспорт).
Низкие полы - это не только удобство для пассажира. С их помощью хотят сократить заодно и время посадки. А чтобы пробки были автобусам и троллейбусам нипочем, чиновники мечтают выделять на оживленных магистралях отдельные полосы для движения общественного транспорта. Говорят, даже есть инвесторы, готовые вложить в это дело деньги. Планируется, что через год несколько таких полос выделят автобусам и троллейбусам - в качестве эксперимента (скорее всего, одной из экспериментальных трасс станет Волоколамское шоссе). Все эти меры должны привести к тому, что уже в 2009 году мы будем ждать автобусов-троллейбусов в среднем 7-8 минут.
Но это еще не все. В районах, бедных на общественный транспорт, начнут запуск новых маршрутов. Уже в будущем году завершат строительство Краснопресненского трамвайного депо и Митинского троллейбусного парка, а в 2008 г. "доложат" трамвайную линию в Строгине и отстроят троллейбусные линии по Можайскому и Волоколамскому шоссе (от улицы Свободы до улицы Белобородова в микрорайоне Митино). А в 2009-м начнут строить трамвайную линию в Бирюлеве (взамен депо им. Апакова, которое, увы, выведут из эксплуатации) и подарят москвичам троллейбусную линию на Севастопольском проспекте. Кроме того, и в Марьине скоро появится новый троллейбусный парк.
Развитие принципиально нового транспорта пока только в планах. О "быстром" трамвае (что-то среднее между метропоездом и электричкой, скорость - до 80 км/ч) власти говорят давно и уже даже определились с примерными маршрутами. Они свяжут шоссе Энтузиастов с Волгоградкой, а Измайлово - с Ярославским шоссе. Не определились лишь с источниками финансирования: чиновники отчего-то уверены, что вложить средства в развитие нового вида транспорта должны инвесторы.
Перспективы появления на улицах города скоростного троллейбуса еще более туманны. Никто даже толком не представляет, что это за зверь. Зато чиновники очень хорошо представляют себе, как здорово будет пустить пассажирские электропоезда по Малому кольцу Московской железной дороги. Правда, сама дорога не согласна с этим ни в какую: грузовой транспорт сейчас приносит неплохую прибыль, а вот будут ли приносить прибыль пассажирские перевозки - далеко не факт.
Что же касается маршруток, садиться в которые порой просто опасно, - пока с ними ничего поделать не могут. И в Москве по-прежнему орудуют нелицензированные маршруточные фирмы. Правда, как с ними бороться, все же придумали: предполагается, что город "приватизирует" все маршруты и будет разыгрывать их между "хорошими фирмами" по конкурсу.
Еще одна больная транспортная точка - "железные контролеры", которые с пугающей скоростью появляются в столице. Пару лет назад чиновники приняли решение, что оборудуют ими практически все, что движется. Но теперь возмущение народных масс наконец дошло и до них. Поэтому теперь они мучительно думают, как сделать посадку в транспорт с "железными контролерами" более быстрой и удобной. Обещают, что возле остановок будут строить некие терминалы с накопительными площадками. Введут новые билеты для проезда в виде бесконтактных сим-карт. А кроме того, надеются, что горожане посетуют-посетуют, да и привыкнут к новым системам.