Наш автомобильный рынок по итогам прошлого года показал лучший за пятилетку результат и по объему продаж новых автомашин вплотную приблизился к докризисным показателям. Каждая четвертая легковая машина собрана на российских предприятиях, а вот практически все остальные завезены из Китая. В бюджетном сегменте именно эти автомобили заняли нишу ушедших автоконцернов из недружественных стран. Вот такое получилось импортозамещение.
Вот конкретные цифры. По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей за 2024 год выросли в полтора раза и составили 1,57 млн штук. В последний год перед пандемией было всего на 200 тысяч больше. Причем на этот раз граждане купили почти 20 тысяч электромобилей, которые тогда на нашем рынке были штучной экзотикой.
Эксперты особо отмечают успехи «АвтоВАЗа», который смог справиться с потерей поставщиков западной электроники и предложил относительно доступные по цене модели. В общей сложности граждане купили больше 436 тысяч автомашин Lada, собранных в Ижевске и Тольятти. Этот результат позволил вазовцам сохранить 30-процентную долю авторынка на фоне продолжающейся китайской экспансии.
Второе место с результатом 190 тысяч проданных машин занял Haval — еще один крупный производитель, имеющий сборочные мощности внутри страны. Третье и четвертое места в упорной борьбе делили импортируемые Chery (157 тысяч) и Geely (149 тысяч).
Наши автолюбители деньгами не сорят, при покупке первым делом смотрят на ценник и выбирают бюджетные варианты. Самыми востребованными оказались доступные автомобили стоимостью до 2,5 млн рублей. Личный модельный зачет на рынке продаж может служить наглядной иллюстрацией.
Первое место с результатом 200 тысяч машин заняла Granta. Следом с заметным отрывом идет еще одна вазовская модель — Vesta (123 тысячи авто). На третьей ступени оказался самый дешевый в своем модельном ряду Haval Jolion (84 тысячи машин), который сейчас можно купить немногим дороже хорошо упакованной Vesta. Вообще в первой десятке самых продаваемых легковушек есть только одна модель, которая в базовой комплектации стоит дороже 3 млн рублей. Это Geely Monjaro, который разошелся тиражом 48 тысяч и занял 9-е место в общем зачете.
Вторым важным фактором, сильно повлиявшим на результаты продаж, стал неприятный для потенциальных потребителей новостной фон. Сообщения о предстоящей индексации утилизационного сбора и повышение ключевой ставки на автокредиты резко подстегнули продажи. С конца лета покупатели приходили в автосалоны с твердым убеждением, что брать машины нужно как можно раньше, потому что потом они будут гораздо дороже.
Осенью масла в огонь подлил нестабильный рубль, который резко подешевел. Люди не без оснований стали подозревать, что реальная инфляция может обесценить накопления, в том числе лежащие на банковских депозитах.
Еще одним побудительным мотивом к замене личного автопарка стало сворачивание программ льготного кредитования. Многие потеряли возможность взять ипотеку и сделали выбор в пользу машины. То есть покупка автомобиля стала следствием отказа от приобретения квартиры.
По оценке автоэксперта Игоря Моржаретто, при сохранении прошлогодних условий российский авторынок имел все шансы перевалить за 2 млн продаж. Однако в наступившем году резко вырос утилизационный сбор. «На складах осталось около 300 тысяч машин, завезенных на прежних условиях. Этих запасов гарантированно хватит до весны, после чего цены пойдут вверх, — уверен автоэксперт. — В итоге продажи новых автомашин, скорее всего, сократятся на 10-20%».
К слову, из-за роста процентных ставок и ужесточения требований банков к заемщикам заметная отрицательная коррекция наблюдалась уже в декабре. Изменение денежно-кредитной политики сделало нерентабельным приобретение автомобилей в корпоративные парки. Компании стали гораздо реже интересоваться лизингом транспортных средств, чем в начале года.
Стоит ли ждать положительных изменений? Они возможны не раньше середины года, когда ожидается снижение ключевой ставки, процентов по кредитам и депозитам, после чего люди начнут снимать деньги со вкладов. На банковских счетах россиян сейчас в общей сложности около 13 трлн рублей, большая часть из которых отложена именно на крупные покупки. Но граждане десять раз подумают, стоит ли расставаться со своими сбережениями, если цены вырастут слишком сильно.