До открытия зимней Олимпиады в Милане еще больше года, но часы у целого ряда российских атлетов уже тикают, отсчитывая время до олимпийских стартов. Для кого-то из них это последний шанс попасть на главные в спортивной жизни состязания, для других — дерзкая мечта, которая, чем черт не шутит, может сбыться. Ближе ли стали олимпийские надежды и мечты или все так же далеки? Попробуем разобраться.
Решения некоторых международных спортивных организаций в канун Нового года всколыхнули в российских болельщиках чувство, которое можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм. Напомним: если отдельные наши представители летних видов спорта в статусе нейтральных атлетов соревнуются на мировом уровне уже в течение года, то зимние чемпионы пока что за пределы РФ выезжали разве что в Белоруссию. Но вот в канун наступления 2025-го Международный союз конькобежцев (ISU) принял решение, которое в нынешних условиях можно назвать историческим. На Совете ISU российских спортсменов допустили до участия в международных турнирах и квалификации на Олимпийские игры в нейтральном статусе.
Что это значит? С 1 февраля Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) и Союз конькобежцев России (СКР) могут представлять по одному спортсмену в каждом виде программы в фигурном катании, конькобежном спорте и шорт-треке. При этом наши фигуристы не допущены к командному турниру, а вот насчет запрета на выступление российских конькобежцев в командной гонке и эстафете в шорт-треке ISU не сообщает. Будем надеяться, что запрета не будет. Федерации РФ и Белоруссии должны выдвинуть по спортсмену, паре или дуэту в каждом виде спорта не позднее 28 февраля наступившего года.
То есть арифметика такая: пока в Милане россияне смогут участвовать в олимпийских турнирах в 14 конькобежных дисциплинах, в четырех по фигурному катанию и в девяти по шорт-треку. В итоге 27 представителей России получили вполне реальный шанс соревноваться на ближайших зимних Играх. Минувшим летом, напомню, в Париже в нейтральном статусе выступали 15 россиян, была завоевана лишь одна серебряная медаль — в теннисе. Между тем бег на коньках, шорт-трек и фигурное катание традиционно являются для российского спорта популярными и успешными.
Впрочем, не будем заранее звенеть литаврами. Даже в тех видах, где принято решение о допуске россиян, ситуация остается непростой. По просьбе «Труда» о наших олимпийских перспективах рассказал старший тренер сборной России по конькобежному спорту Евгений ЛАЛЕНКОВ:
— Критерии отбора от ISU я бы назвал жесткими и даже жестокими. Мы должны заранее представить список по одному основному и одному запасному представителю России в каждой из дисциплин. Среди них никто не должен представлять ЦСКА, «Динамо» и Росгвардию, причем на начало 2022 года и позже. А таковых в разных дисциплинах в составе сборной лишь от трети до половины!
Но это еще не все. После подачи списков ВАДА будет проводить тестирование россиян. Они присылают в Россию своих специалистов, а мы обязаны оплатить им все расходы. Особо оговаривается, что никто из кандидатов не должен быть ранее замечен в допинг-скандалах, — таким образом, многолетний мировой лидер в спринте Павел Кулижников не имеет шансов попасть в Милан...
Как рассказал глава СКР Николай Гуляев, все наши кандидаты будут проходить в ISU тщательную проверку. Прошедшие ее смогут выступить на первом этапе Кубка мира-2025/26 в ноябре. Отбор в Милан будет проводиться по результатам. То есть достаточно в одном старте показать хорошее время, чтобы попасть на Олимпиаду. Причем не имеет значения, спортсмен пробежал на равнинном или высокогорном катке.
Сам Евгений Лаленков, с 2001 по 2013 год бывший в числе лидеров нашей сборной, признается, что ему не по душе жесткие ограничения от ISU, в том числе запрет флага, гимна и герба России. Тем не менее он считает: нашим надо возвращаться на мировой уровень, и чем раньше, тем лучше. Потому что придется зарабатывать квоты. Единственный представитель страны, попадающий в шестерку лучших, на следующий год дает своей сборной уже два места. И чем позже мы вернемся, тем малочисленнее будет состав сборной к моменту снятия санкций.
В фигурном катании и шорт-треке россиянам тоже никто не расстилает красных дорожек. Мы привыкли к тому, что наши фигуристы на протяжении десятилетий на крупнейших турнирах в каждой дисциплине выставляли по нескольку представителей, способных бороться за место на пьедестале. Но те времена прошли. Трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Ирина Роднина бьет тревогу: «У наших спортсменов высших достижений последние два года нет никакой мотивации, потому что нет участия в соревнованиях международного уровня. Из-за чего мы потеряли часть поколения, а может, и целое поколение. Если лидеры еще выступали на Играх, то второй и третий составы потеряли мотивацию. А это именно те, кто должен был прийти на смену лидерам».
В лыжных видах спорта ситуация пока что тоже не внушает оптимизма. FIS, IBU и некоторые другие федерации как объявили насчет нас решение «не ранее чем закончатся военные действия на Украине», так и продолжают стоять на своем. При этом некоторые наши руководители в этих видах спорта продолжают настаивать на условиях «лишь полноценного возвращения», то есть непременно с флагом, гимном и гербом. Но это взаимное нежелание идти на компромиссы, как заметила Ирина Роднина, усугубляет изоляцию нашего спорта и ведет к потере целого поколения атлетов уровня сборной.
А вот министр спорта России Михаил Дегтярев, не так давно возглавивший и Национальный олимпийский комитет, на прошлой неделе проявил неожиданный оптимизм, заявив, что ожидает полного восстановления прав российского спорта со стороны МОК. Так он отреагировал на слова главы Международной федерации хоккея Люка Тардифа, который рассказал о возможном допуске россиян до международных соревнований в ближайшие месяцы. Глава IIHF заявил о желании вернуть Россию на арену как можно скорее.
Являются ли эти слова вежливой формальностью? Или же Дегтярев знает что-то такое, чего не знают другие? Но остается фактом, что богатейшая из организаций в зимнем спорте — НХЛ — заинтересована, чтобы на Олимпиаде в Милане выступали россияне, играющие в канадских и американских клубах. А чем успешнее и ярче они в этом сезоне там будут играть, тем больше рекламы и спонсоров они способны притащить на трансляции олимпийского турнира из Милана.
Что же, коль нет любви, наверное, стоит соглашаться и на отношения по расчету?