В Иркутской области энергетики требуют через суд с подпольных криптофермеров 2 млрд рублей за незаконное потребление бытового электричества. Число судебных исков впечатляет — 2113, из которых 1348 уже рассмотрено и 400 на очереди.
По уже принятым решениям ответчики должны заплатить истцу в лице «Иркутскэнергосбыта» 650 млн рублей, а общий объем взысканий составит не меньше 2 млрд. Среди ответчиков самый разношерстный народ, но все занимались «электронным старательством»: производством биткойнов, подпольно установив оборудование для добычи криптовалюты в подвалах домов, в гаражах и на балконах, в сараях и теплицах. Дело это несложное, хотя и первоначально затратное: купил мощный компьютер, асики (специальное оборудование для выуживания цифровой валюты) и жди, когда на твой счет потекут деньги. Бизнес мог считаться частным делом, если бы не затраты электроэнергии, за которую «старатели» платили по бытовым тарифам, льготным для местного населения (сельский тариф — 86 копеек против 1,23 рубля за киловатт в Иркутске и 5 рублей в среднем по России). По сути дела занимались воровством. И те миллиарды, которые отсуживает «Иркутскэнерго», — это примерно подсчитанная недоплата за последние пять лет. А ведь еще они не платили налоги...
Периодически майнеров ловили с помощью тепловизоров (компьютеры в избах и теплицах грели не хуже, чем печки), вчиняя ротозеям иски по паре-тройке миллионов рублей. «Старатели» кряхтели, платили, но продолжали майнить подпольно, не переходя на коммерческий тариф. Как говорит замдиректора по работе с бытовыми потребителями «Иркутскэнергосбыта» Наталья Соковикова, в год по области выявляли до 500 случаев с подозрением на то, что по льготному тарифу добывают криптовалюту. Но теперь нелегальным майнерам объявили настоящую войну.
Иркутская область неслучайно стала некоронованной столицей подпольного майнинга. Построенный в советские времена на Ангаре каскад из четырех мощных ГЭС сказался на экологии, но снабдил Сибирь самой дешевой электроэнергией. Например, Иркутская ГЭС окупилась уже через 5,5 года после пуска первого гидроагрегата и с тех пор уже 60 лет работает «в прибыль». Население получает компенсацию — низкие тарифы за киловатт.
Бизнес тоже не в обиде, в том числе добывающий криптовалюту. Нынче объем промышленного майнинга — вполне легального! — в Иркутской области оценивается в 1,3 ГВт. При этом в целом за 2023 год по России он составил 1,7 ГВт.
По объемам вычислительных мощностей, задействованных в добыче криптовалют, наша страна находится на втором месте, после США. И уже в ближайшее время потребление может вырасти до 5,5 ГВт в год, из которых крупные компании возьмут на себя 4,2 ГВт. Кроме прочего, эта продукция может заменять традиционную валюту. Как подсчитали эксперты, только одни майнеры способны обеспечить криптовалютную ликвидность для внешнеторговых расчетов на сумму, эквивалентную 240 млрд рублей.
А что частные майнеры? Их наличие на рынке можно сравнить с прошлым обилием старательских артелей вокруг крупных золотодобывающих рудников: малыши подбирали то, что ускользало от гигантов. И если всерьез заняться легализацией подпольных криптоферм, установив для них щадящие налоговые режимы, со временем они могут стать источником активизации малого бизнеса во многих отраслях экономики.