В двух ведущих московских театрах почти одновременно поставили спектакли о потерянных и вновь обретенных родителях и детях. Это «Плохие хорошие» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина и «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ им. Чехова.
Во-первых, это красиво...
Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев тонко чувствует настроение публики. К сумрачным зимним дням он создал красивый спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Главные действующие лица в нем — представители английской знати. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела персонажей в изысканные вечерние туалеты. А к ним прилагается тонкость чувств и еще нечто изящное, остроумное: «Хочется аристократизма!» — восклицает молодой красивый дворецкий Патрик (Марк Кондратьев), время от времени ведущий спектакль на манер флегматичного конферансье.
Хочется? Получите! Здесь вам и игра слов, и английский юмор, и интриги высшего общества, где выделяется энергичнейшая герцогиня Бервик (Ирина Бякова) — такой даме можно и фронтом командовать, и в сенате присутствовать.
Но основа спектакля все-таки душещипательная. Он про то, как в миссис Эрлин, 20 лет назад из-за обиды на мужа оставившей супруга и маленькую дочку, неожиданно просыпается материнское чувство. Женщина жертвует репутацией, чтобы не дать уже выросшему и замужнему чаду, леди Уиндермир, совершить ту же ошибку, которую сама миссис Эрлин опрометчиво допустила в молодости.
Двух этих героинь играют красавицы: признанная дива Виктория Исакова и только окончившая ГИТИС Евгения Леонова, в которой есть и нежность, и трепетность, и детская открытость к миру.
Вампилов и индийское кино
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» была написана в 1967 году и с тех пор не сходит со сцены. Вот и в наш век гаджетов и всеобщей недоверчивости неизбывна тоска по простым человеческим чувствам, по тому, что тебе могут поверить на слово и полюбить таким, какой ты есть.
Спектакль начинается с того, что Сарафанов-старший смотрит по телевизору индийский фильм — в подобных картинах часто фигурируют потерянные и найденные дети.
Назвавшийся его сыном Бусыгин (Кирилл Власов) сначала вовсе не кажется обаятельным, ведь им движет лишь холодный расчет. Но студента-безотцовщину поражает то, с какой готовностью Сарафанов распахивает ему свое сердце. И вот уже молодой человек готов защищать и опекать семью, которую пришел обмануть. Ведь все ее члены — и блаженненький отец, и его дочь с сыном — такие открытые, доверчивые, не умеющие толкаться локтями в борьбе за место под солнцем. На эту неподдельную теплоту откликается Нина Сарафанова, влюбляющаяся в мнимого «старшего брата».
Отца играет Александр Семчев, и, кажется, это одна из его лучших театральных ролей. Когда герой обнимает обретенного вдруг сына, у Сарафанова такое лицо, будто он слышит музыку сфер. Хотя этот добряк может быть и жестким — например, в сцене, когда он говорит своим детям, что уедет от них к старшему сыну, потому что они его недостаточно любят.
Младшего Сарафанова, школьника Васеньку, влюбленного во взрослую женщину, ярко сыграл восходящая звезда театра Илья Козырев, совсем недавно выступивший в роли Треплева в «Чайке», поставленной Константином Хабенским. В Васеньке Козырева есть егозливость, позволяющая без труда поверить в то, что он юн, наивен и пока бестолков. А в роли пассии старшеклассника Натальи великолепно смотрится одна из самых красивых и чувственных актрис МХТ Юлия Витрук.
Финал спектакля не сказать чтобы оптимистичен. Старший Сарафанов опять перед телевизором, а на экране — таблица настроек. Может, все происходящее было лишь его сном о счастье, грезой, навеянной индийским фильмом? И все-таки хочется верить, что такая добрая история возможна и в реальности, ведь родственным душам так важно найти друг друга.