Злостных нарушителей ПДД у нас обычно штрафовали, но не судили, если они не совершили аварию с тяжкими последствиями. Теперь появился прецедент. В Дагестане суд впервые в России за выезд на встречную полосу вынес приговор по ст. 267.1 УК. Лихач мог сесть в тюрьму на два года, но с учетом смягчающих обстоятельств отделался штрафом в размере 180 тысяч рублей.
Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев
— Как быть с нарушителями? Государство повышает штрафы время от времени, но это не очень-то работает. Они давно превратились в оброк для водителей. Нужна система кнута и пряника. Например, если за год не было серьезных нарушений, сделайте скидки на ОСАГО, транспортный налог, парковку. Лихачи бывают трех видов. Первые — по недоразумению. Вторые — вынужденные. Например, мчатся в больницу. А третьи — самые опасные, им море по колено. Вот как раз с последними нужно вести себя жестче.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Каждое новое применение статей — дело сложное. Могут быть перегибы в обе стороны. Узнаем, чем в итоге завершится это дело, тогда и поговорим о практике. Как водителю с 1998 года мне кажется, что имеющегося регулирования в целом достаточно. Большую роль в дисциплине играют камеры. Может, их должно быть больше. Имеет смысл создать базу водителей, лишенных прав. Где-то стоит перенять опыт Великобритании и США: там не слишком серьезные наказания за пересечение двойной сплошной, но лишь на первый раз. Дальше жесткость растет вплоть до уголовных дел. На мой взгляд, наказание должно быть в первую очередь неотвратимым.
Александр Холодов, член Общественной палаты Петербурга, автоэксперт
— К статье и ее применению есть вопросы. Как обосновать умысел? А если получится самооговор? Второе слабое место: нужно доказать, что была угроза безопасности дорожного движения. Обратите внимание: есть статья ПДД о соблюдении бокового интервала. Но ее никто не применяет, пока машины не поцарапаются. Я подозреваю, что решение суда связано с региональной спецификой. Вряд ли мы увидим широкое применение новой статьи. Но как бороться с хулиганами, которые сознательно нарушают ПДД, чтобы снять «острое» видео? Пусть платформы такие ролики сами блокируют. Примерно так же, как блокируют рецепты создания бомбы. Если же лихач хронически нарушает и не ради хайпа, то тут впору обращаться к психиатру.
Петр Шкуматов, глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»
— Уголовный кодекс в этой части рассматривает умышленные преступления. В данном случае умысел просматривается в публикации видео в интернете и в подписи к ролику. Видимо, лихач умышленно нарушал ПДД, и это было основной темой его видео. Также, скорее всего, он дал признательные показания, поэтому суд ограничился назначением штрафа. Отмечу, что в конкретном случае государство борется с теми, кто пропагандирует опасное поведение на дорогах. Для этого и предусмотрен новый состав статьи УК. С остальными нарушителями вполне успешно справляется ГАИ, законодательная база есть.
Игорь, преподаватель вуза, автомобилист
— Лихачей все-таки подавляющее меньшинство. Но, выезжая на дорогу, надо понимать, что и там бывают сумасшедшие. Меня гораздо больше волнуют неостановимое подорожание ОСАГО, повышение штрафов, отмена скидки в 50% на их оплату и неадекватный рост цен на запчасти и ремонт.