Итак, президент Владимир Путин пообещал помочь малому бизнесу вернуть в свои ряды 317 тысяч индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность за последние три месяца.
Причина их бегства — повышение вдвое размера страховых взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд социального страхования. «Нужно, чтобы правительство просчитало — я такое поручение сформулирую, и пообсуждать, еще раз вернуться к этому», — сказал президент на встрече с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.
То есть глава государства займется исправлением ошибки, допущенной чиновниками Министерства экономического развития и одобренной кабинетом министров. Ошибки, которая привела к огромным потерям для страны. Потерям моральным, ибо треть миллиона россиян разуверились в желании и способности государства развивать в стране предпринимательство вообще и малый бизнес в частности. Потерям материальным, ибо бюджет Пенсионного фонда не только не получил запланированную чиновниками добавку
Напомним, что власть уже не первый раз меняет условия работы индивидуальных предпринимателей. Скажем, 1 января 2010 года им заменили единый социальный налог на страховые взносы. Никакой объективной причины для такой замены не было — просто чиновникам так удобнее. А с 1 января
Зачем это было делать? Ведь по итогам минувшего, 2012 года Пенсионный фонд собрал в свою копилку более 3 трлн рублей — на 10,2% больше, чем прогнозировали, и на 7,5% больше, чем годом ранее. Добавим, что сборы могли оказаться еще выше, но уже в декабре предприниматели отреагировали на предстоящее ограбление и в массовом порядке начали закрывать свой бизнес.
Отметим, что в Минэкономразвития тогда еще была возможность не доводить до катастрофы, сдать назад, отказаться от повышения. Но предпочли закрыть глаза. А в конце февраля министр Андрей Белоусов заявил о «существенном сокращении» количества ИП — примерно на 200 тысяч. Тем не менее даже не попытался спасти положение, а рассуждал о ведущихся поисках «новых подходов к расчету страховых взносов», обещая согласовать их и внести в правительство. Тем временем малый бизнес шел ко дну, предприниматели уходили десятками тысяч: одни в тень, другие за пособиями по безработице. Теперь исправлять ошибки министра должен президент страны.
Вы думаете, этот министр один у нас такой? Если бы...
Две недели назад астраханские рыбаки попытались перекрыть приток Волги в знак протеста против законодательных новшеств, принятых Госдумой. Депутаты приравняли лодки рыбаков к «маломерным судам», которые нужно заново регистрировать — по правилам, установленным для больших кораблей. Одно это обходится в 8 тысяч рублей и как минимум в неделю ожидания в очереди. Более того, «капитаны» рыбацких лодок теперь должны заводить толстенные бортовые журналы, в которых отмечать каждую остановку лодки для заброса сетей — с обязательным указанием географических координат (о которых большинство не имеют понятия). А за несоблюдение правил — штраф в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей.
В итоге рыбацкая путина в Астрахани на грани срыва. Местные власти разводят руками: отменять федеральный закон они не вправе. Зато парламентарии на Охотном Ряду, принявшие закон с «дефектом», в ус не дуют. Им некогда — они дружно требуют повышения денежного содержания (средняя зарплата депутатов 160 тысяч рублей — вдесятеро больше, чем у астраханских рыбаков).
Возникает вопрос: почему государевы люди никак и ничем не отвечают за свой брак? А ведь он бывает и куда более крупномасштабным. Не так давно депутаты приняли поправки в Налоговый кодекс о повышении ставок акцизов на алкоголь и транспортные налоги, из-за которого казна страны могла потерять многие миллиарды рублей. Закон пришлось отменять, но наказание тоже никто не понес.
Почему чиновников Минэкономразвития (средняя зарплата более 90 тысяч рублей — как минимум втрое больше среднего дохода индивидуальных предпринимателей) не увольняют с работы за непрофессионализм, если они не смогли просчитать последствия решения об удвоении страховых взносов? А если все знали и просчитали, то почему их не судят за «головотяпство со взломом»?
Известно, что министерские решения, как и принимаемые Госдумой законы, имеют вполне конкретных авторов, проходят многочисленные экспертизы, рассматриваются на разных уровнях. И на решающую подпись (коллегию ведомства, пленарное заседание парламента) документ поступает уже завизированным уймой ответственных лиц. Так почему же эти лица ни за что не отвечают реально: зарплатой, должностью, депутатским мандатом?
Голос
Андрей Бунич, президент Союза арендаторов и предпринимателей
— Это просто глупость, непродуманное решение. Президент призвал искать источники пополнения Пенсионного фонда, а поручение было выполнено таким вот вредительским образом. Чиновники как решили? Если поднять страховой взнос вдвое и умножить на число ИП, то получится 40 млрд рублей. Но так считают в первом классе. Взрослые люди должны понимать, что нельзя шерсть с одной овцы состричь дважды. А результат обратный: люди закрыли предприятия или ушли в тень. И виноватых нет. Сейчас, даже если президент отменит это, все равно этот удар уже нанесен. У тех, кто занимается малым бизнесом, возникла неуверенность. Огромное количество людей отказались от идеи заняться малым бизнесом. Речь идет о миллионах людей, которым фактически дан сигнал: вас в любой момент разденут догола. Поэтому все хотят одного: главное — не быть в картотеке, оттуда выписаться и закрыть бизнес. Удар нанесен, поэтому даже отмена теперь не вернет исходного положения.