Публичное наказание - один из самых мощных инструментов менеджмента. Он может использоваться только как крайний способ воздействия. Привлекать коллектив для осуждения поведения сотрудника необходимо, если силы вашего слова не хватает.
Такое наказание ни в коем случае нельзя применять как предупреждающий удар: оно годится, лишь когда другие методы уже испробованы и не подействовали.
"Казнь" на общем собрании в некоторых случаях может послужить причиной обострения скрытых конфликтов или поводом для ответных действий, например для ухода из компании. Поэтому прежде чем решиться публично наказать подчиненного, необходимо все очень тщательно взвесить.
Применение такой формы воздействия - последний шаг перед увольнением работника. Кроме того, такими радикальными действиями вы рискуете подорвать собственный имидж.
1. Выясните причину ошибок
Не во всех случаях причиной нарушения условий является вина самого сотрудника. Проступок подчиненного может объясниться причинами, напрямую от него не зависящими, такими как противодействие клиентов, коллег, несовершенство системы учета, неверное распределение обязанностей.
Источником проблемы может стать недостаточная квалификация сотрудника, его личная неорганизованность или низкая мотивация. Если специалисту не хватает знаний, дайте ему время и предоставьте возможность подучиться, набраться опыта.
Если же причина проступка действительно не имеет прямого отношения к действиям работника, вы как начальник должны приложить все усилия для ее устранения. В противном случае ваши резкие высказывания сочтут несправедливыми, и, "казнив" подчиненного, вы, по сути, казните собственный авторитет.
2. Предупредите о последствиях
Первая беседа в строгом тоне должна быть проведена с сотрудником приватно. Предупредите его, что если подобные нарушения будут повторяться, то следующим шагом станет публичный разбор полетов. А сейчас вам нужно разработать методы взаимодействия и наметить точки контроля. Договоритесь, на каком этапе сдачи проекта провинившийся сотрудник будет подавать отчеты о проделанной ,работе, будет ли это производиться в устной форме или по электронной почте. Не забудьте напомнить, что, если возникают проблемы, нужно немедленно сообщать о них вам.
3. Сопоставьте вину и наказание
Если вы стали руководителем недавно, не спешите выносить публичные порицания. Вначале досконально изучите атмосферу и отношения в коллективе. Тогда вы будете четко понимать, как отреагирует каждый на наказание коллеги. Допустим, проступок может восприниматься как геройство, например противодействие новому руководителю-самодуру.
Публичная порка может принести пользу только тогда, когда вы четко понимаете, что, наказав одного, не заденете интересы всех. Кроме того, обвинения должны быть обоснованны и доказательны.
Кроме того, здесь есть грань, перейдя которую вы можете разжечь конфликты среди подчиненных. Если в связи с проступком одного работника все подразделение лишается части доходов, пусть и незначительной, то, прилюдно указав на единственного виновного, вы дадите повод начать выживать его из коллектива. Понятно, что ваша цель - слаженная работа команды, а не начало "холодной войны" или объявление кому-нибудь бойкота.
4. Выберите форму воздействия
Формы вынесения публичного наказания могут быть разными. По силе воздействия их можно распределить следующим образом.
Приказ о выговоре или замечание. При всей формальности этой процедуры она является уже не разговором, а официальным указанием на недостатки. Именно такие выговоры и замечания могут служить основанием для более серьезных форм наказания вплоть до увольнения.
Также вы можете просто указать на недостатки на общем собрании.
Еще одним способом наказания станет сообщение о снижении премиальной части ежемесячных выплат для всего коллектива в связи с выявленными нарушениями.
5. Устройте "казнь" на общем собрании
Если вы решили обсудить недостатки конкретного подчиненного на общем собрании, то начните с положительных сторон работы коллектива, вспомните о достигнутых результатах. Публичная порка не может быть поводом для собрания. Общий сбор коллектива - это всегда обсуждение того, что удалось сделать, что не удалось и почему, а также составление планов на будущее.
Лишь после этого необходимо переходить к отдельным недостаткам. Предложите участникам высказать свои предложения и комментарии. Не имеет смысл делать весь коллектив пассивным участником наказания. Если вы вынесли проблему на общее обозрение, необходимо выслушать мнение окружающих. Поэтому следующим шагом после сообщения о недостатках должно стать коллективное обсуждение того, что сотруднику необходимо изменить в своей работе.
После этого попросите подчиненного сформулировать предложения по исправлению сложившейся ситуации. Но не заставляйте его публично каяться. Правильнее вообще построить разговор так, чтобы проштрафившийся работник упоминался лишь в качестве примера недостатков, которые характерны для всего коллектива.
6. Помогите "казненному" оправиться от удара
После собрания обязательно поговорите с сотрудником один на один, так как публичное указание на недостатки могло нанести ему душевную травму и ввести его в стрессовое состояние. В процессе этой встречи вам нужно понять, что чувствует подчиненный и наметил ли он планы по исправлению сложившейся ситуации, чтобы впредь не проходить неприятную процедуру.
Если "казненный" обижен и уверен, что пострадал несправедливо, имейте в виду, что с таким человеком лучше расстаться. Он не может извлекать уроков из собственных поражений, а лишь винит в них окружающих.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом компании "ИК ВЕЛЕС Капитал", Юлия Перевощикова, директор по персоналу и социальным вопросам сети аптек "Старый лекарь"