Представим следующее: 31-го вечером садимся за праздничный стол перед телеэкраном. Включаем Первый канал, а там — «Время покажет». В ужасе переходим на «Россию 1» — «60 минут»! Кидаемся на «ТВ-Центр» — и попадаем на «Право голоса». С надеждой нажимаем кнопку НТВ и оказываемся в «Месте встречи». И везде обсуждают Украину, прямыми включениями демонстрируя, как плохо в эту новогоднюю ночь нашим соседям и как хорошо нам. И так часов до 5 утра 1 января. А чтобы прямо перед боем курантов в студиях дали по морде слишком ярым защитникам константинопольского патриарха. Ну или, если таковых не найдется, какому-нибудь захудалому польскому журналистишке. Бред? Не совсем.
У подобного программирования был бы целый ряд преимуществ. Во-первых, не было бы поводов для споров, кому надо петь в новогоднем эфире — Киркорову с Басковым или безбашенным рэперам. Ну а во-вторых, как это ни грустно, но такая повестка пришлась бы по душе очень большому числу зрителей.
При подведении телевизионных итогов года бросается в глаза, насколько сегодня политизировано наше общество. Если неделя за неделей смотреть отчеты компании «Медиаскоп» по самым рейтинговым проектам, нетрудно обнаружить такую закономерность: в верхней десятке семь — восемь позиций неизменно занимают выпуски новостей, итоговые аналитические программы и политизированные ток-шоу. Оставшиеся пара-тройка передач — нечто развлекательное, вроде «Голоса» и сериалов.
Ни в одной другой стране мира, за исключением, может, КНДР и каких-то совсем уж своеобразных государств, нет такого телевидения, где на всех ведущих каналах с раннего утра и до глубокой ночи говорили бы о международной обстановке и без конца обсуждали одних и тех же персонажей. Но и это, похоже, еще не предел. Иначе с чего бы НТВ в канун праздников запустил очередное политическое ток-шоу с выразительным названием «Вежливые люди», выходящее с понедельника по четверг в полдень? Впрочем, тут нет ничего нового...
А вот чем примечателен уходящий год, так это неожиданной сменой картины на сериальном фронте. Портал kino-teatr.ru с соответствующей названию тематикой провел опрос среди полутора десятков экспертов с целью установить, какие сериалы, вышедшие в 2018-м, можно считать лучшими. Выбор был ограничен проектами, превышающими четыре серии, а таковых оказалось 99 из 241.
На каких же названиях остановились критики? Лидерами рейтинга стали «Обычная женщина» режиссера Бориса Хлебникова, «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова и «Домашний арест», проект Семена Слепакова и Петра Буслова. Также отмечались «Год культуры», «Частица вселенной», «Ненастье», «Садовое кольцо», «Красные браслеты».
Нельзя не заметить: все верхние строчки занимают проекты социально острые, даже жесткие. Или откровенно сатирические. Женщина, ведущая двойную жизнь, проштрафившиеся чиновники, актер, находящийся на пике славы и вдруг обнаруживший, что смертельно болен, — вот их герои. Все очень современно и актуально, никакого славного прошлого, никаких отважных полицейских или Золушек из провинции. Конечно, резонно возражение: это же мнение критиков, а они страшно далеки от народа, который, судя по рейтингам, отдавал предпочтение костюмному «Годунову» и даже изрядно поднадоевшему «Мажору». Так-то оно так, но мнение профессионалов во многом совпадает с мнением аудитории, которая смотрит сериалы не по «ящику», а в Сети, потом там же и обсуждает их. А это люди молодые, активные и деятельные.
Кстати, два из лидеров рейтинга — «Домашний арест» и «Звоните ДиКаприо!» — были показаны на платной платформе ТНТ-PREMIER, а не по традиционному ТВ. Тенденция налицо.
Ну и, конечно, год запомнится очередным витком «развития» развлекательных программ Дмитрия Борисова, Андрея Малахова и других корифеев жанра, решивших окончательно перевести свои шоу в разряд «сериалов». Одно только смакование истории сестер-отцеубийц Хачатурян чего стоит! Многих зрителей умилила также сцена, когда пожилая супруга Гогена Солнцева прямо в студии избила свою дочь, а камеры со смаком это зрелище нам продемонстрировали.
«Труд» уже писал о том, за что Мария Шукшина обиделась на Малахова и даже оставила свою подпись в петиции с требованием закрыть программы, подобные «Прямому эфиру» и «Пусть говорят!». И вот недавно последовал достойный ответ от ведущего. Больше всего его возмутили слова актрисы про 15 млн, которые ей якобы предлагали за участие в ток-шоу. Андрей заявил, что никогда не предлагал никому из участников подобных сумм. И намекнул, что, по всей видимости, Шукшина таким образом дала понять, каких денег стоит.
Причем сам факт того, что за участие в программе знаменитостям платят, Малахов не отрицает. Но вот что любопытно: «Россия 1» — государственный канал, и, значит, деньги, которые предлагают героям, подобным Диане Шурыгиной, бюджетные? То есть наши с вами...