В Уральском федеральном округе коэффициент напряженности на рынке труда (отношение числа граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакантных должностей и свободных рабочих мест) выше, чем в среднем по России — 3,0 против 1,8 по состоянию на 14 октября этого года. Объективных причин для такого положения в округе достаточно.
Это и значительная доля крупных промышленных производств, которые, как показала практика, тяжелее всего переживают негативные тенденции в экономике и не способны самостоятельно эффективно защищать рабочие кадры от социальных проблем, и наличие большого количества градообразующих предприятий, каждое из которых потенциально может стать источником неприятностей. Добавьте к этому количество жителей — свыше 12 млн. человек — и территории (десятая часть России), и налицо все предпосылки для проблем с рынком труда.
Тем не менее ситуация в УрФО хоть и непростая, но отнюдь не безвыходная. И местные власти при поддержке федеральных коллег в борьбе с безработицей отнюдь не выглядят заурядными зрителями или статистами. Во многом сдерживать уровень безработицы им помогают мероприятия, проводимые в рамках общероссийской Программы по снижению напряженности на рынке труда.
Несмотря на мрачные прогнозы, которыми сопровождали наступление осени эксперты, ситуация на рынке труда Челябинской области несколько стабилизировалась.
Ещё в начале мая на учете в центрах занятости состояло около 70 тысяч южноуральцев, при этом уровень регистрируемой безработицы достигал 3,8% от экономически активного населения региона. За пять месяцев, в течение которых на Южном Урале активно выполнялись мероприятия двух программ в сфере занятости — программы содействия занятости населения и областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2009 год, количество безработных удалось сократить на 7 тысяч человек.
Анализ структуры безработицы показал, что 30% всех безработных уволились по собственному желанию. В связи с высвобождением уволено менее 10%, 32% безработных работали в промышленности, 16% — в торговле, 12,5% — в строительстве, 6% — на предприятиях транспорта и связи.
С учетом этой статистики правительство области в июле внесло коррективы в областную целевую программу. Финансирование мероприятий программы, в том числе средства на опережающее обучение или создание временных рабочих мест, в первую очередь было сконцентрировано в промышленном и строительном секторах.
Всего мероприятия программ, реализуемых в области, позволили с начала года трудоустроить более 154 тысяч человек, в том числе на вакансии почти 83 тысячи, 70 тысяч южноуральцев были заняты на общественных и временных работах, около 9 тысяч безработных граждан приступили к профессиональному обучению. Более 10 тысяч работников предприятий, находящихся под риском увольнения, направлены на опережающее обучение.
В текущем году Челябинская область выиграла федеральный грант на создание межбюджетных учреждений по подготовке
Ещё одним значимым ресурсом в борьбе с безработицей становятся в области предприятия малого бизнеса. Здесь с начала года создано более 8 тысяч рабочих мест. Субсидию на организацию предпринимательской деятельности получили и оформили более тысячи безработных. Так, в небольшом шахтерском городе Еманжелинске завоевали право получить бюджетные субсидии на открытие собственного дела 45 безработных, защитивших
Спектр деятельности новых предпринимателей широк:
Более активно укрепляется сейчас и межрегиональное сотрудничество на рынке труда. Заключены соглашения с Курганской, Омской, Новосибирской областями,
На днях правительство Челябинской области утвердило план посткризисных мер, основной приоритет которых — реализация крупных инвестиционных проектов. Сохранят и создадут рабочие места в регионе такие масштабные проекты, как выпуск труб большого диаметра для нефтегазотранспортных магистралей на Челябинском трубопрокатном заводе; вывод на проектную мощность толстолистового стана «5000» на ММК; выпуск длинномерных рельсов для высокоскоростных железнодорожных магистралей на Челябинском металлургическом комбинате; реконструкция сталеплавильного и листопрокатного производства на Ашинском металлургическом заводе.
Комментарий
Петр Сумин, губернатор челябинской области:
— Я не допущу, чтобы в жертву кризису приносились права человека на труд. В равной доле тяжелое бремя должны нести и собственники, и трудовые коллективы. Ну, вышвырните вы людей за ворота фабрик и заводов, а что потом? Задача дня — создавать новые рабочие места, внедрять новые технологии, диверсифицировать экономику области. Поэтому все ключевые министерства областного правительства внедряют программы по созданию новых рабочих мест в реальном секторе экономики.
Последовательность действий сторон — участников опережающего обучения:
Что делает работодатель:
- Обращается в центр занятости населения, предоставляет информацию об установлении режима неполного рабочего времени; временной приостановке работ; предоставлении отпусков без сохранения заработной платы; мероприятиях по высвобождению работников с указанием численности и категорий работников, которых они могут коснуться, и сроков, в течение которых их намечено осуществить, а также сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации; копии приказов о переводе работников на неполное рабочее время, временной приостановке работ, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятиях по высвобождению с приложением списка работников, на которых они распространяются.
- Предоставляет заявку на участие в программе по организации опережающего профессионального обучения с указанием конкретных работников, профессий (специальностей) обучения, перечня рабочих мест, на которые планируется трудоустройство работников по окончанию обучения.
- Представляет документы в центр занятости населения для оплаты образовательному учреждению оказанных услуг по опережающему профессиональному обучению: акт о выполнении договорных обязательств сторонами — участниками договора, документы, подтверждающие трудоустройство работника.
Что делает центр занятости населения:
- Рассматривает вышеуказанные документы, поступившие от работодателя, и выносит решение об организации опережающего профессионального обучения;
- Заключает договор и информирует работодателя о перечне образовательных учреждений, на базе которых возможно обучение;
- Заключает с работодателем и образовательным учреждением договор об организации опережающего профессионального обучения, в котором определяются профессии (специальности), сроки обучения, его стоимость и количество работников, направляемых на обучение.
- В случае поступления от работодателя информации о возможных изменениях по срокам и объемам программы опережающего профессионального обучения центр занятости вносит соответствующие изменения в договор.
- В рамках мероприятий по подготовке к проведению опережающего профессионального обучения центр занятости совместно с работодателем может провести анкетирование работников в целях их дальнейшего трудоустройства в соответствии со спросом на рынке труда, оказать работникам консультационные услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, сформировать совместно с образовательными учреждениями учебные группы с учетом уровня образования и профессиональной квалификации обучаемых, практического опыта, сложности осваиваемых профессий.