— Максим Анатольевич, вам известно, что сейчас в действительности происходит на «АвтоВАЗе»? Сколько людей потеряют работу?
— Недавно я побывал на «АвтоВАЗе» в составе рабочей группы во главе с первым заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым. Работа по нормализации ситуации там идет полным ходом, все под контролем. Могу вас заверить: официально завод представил уведомления о предстоящем увольнении 4997 человек. Никаких других заявок в службу занятости — это единственный официальный документ, подтверждающий возможные планируемые сокращения, — «АвтоВАЗ» не предоставлял. И в ближайшем будущем массовых неконтролируемых сокращений на предприятии, как я предполагаю, не будет. Хотя в прессе назывались разные цифры: 20 тысяч сокращаемых, 50 тысяч. Но под этим нет никаких объективных предпосылок.
— Откуда такая уверенность?
— Хотелось бы верить, что руководство предприятия и региональная администрация сейчас не сидят сложа руки. Идет диалог с коллективом, ведется поиск взаимоприемлемых вариантов выхода из кризиса. Идет работа в рамках социальных программ. Ещё недавно мы критиковали Самарскую область за слабую реализацию программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Сейчас работа пошла. И на «АвтоВАЗе» уже более 20 тысяч человек, находящихся в режиме неполной занятости, участвуют во временных работах, получают дополнительную заработную плату.
Безусловно, на «АвтоВАЗе» надо проводить реорганизацию. Сейчас государство решает совместно с руководством автозавода, как она будет проходить. Кстати, в Тольятти уровень безработицы ниже, чем в среднем по России. Сейчас там порядка 10–12 тысяч безработных. Пока я не вижу в этом городе неразрешимой ситуации. Бюджет в Тольятти неплохой. Другое дело, что до августа многие работники находились в простое и получали две трети среднего заработка. С сентября они стали работать в неполную смену и получать половину заработка. Конечно, у людей это вызывает некоторое недовольство.
— Может, пора закрыть моногорода и переселить их жителей туда, где не хватает рабочей силы? Как вы относитесь к такой идее?
— Отрицательно. Вывозить людей будет гораздо дороже. Представьте, что все работоспособное население покинет город, останутся одни пенсионеры. Кто будет поддерживать всю инфраструктуру? Налоговых поступлений в местный бюджет не будет — в отличие от заработной платы пенсия подоходным налогом не облагается. Наоборот, планы правительства — стимулировать развитие рабочих мест в моногородах, выделять субсидии под конкретные
— Как вы прокомментируете прогноз Федерации независимых профсоюзов России о том, что до конца года будут уволены 300 тысяч россиян?
— Каждый год увольняются и меняют работу более 11 млн. человек. Большинство — «по собственному желанию». На сегодняшний день российские предприятия заявили о возможных сокращениях около 450 тысяч человек. Но это не значит, что людей обязательно уволят, и прямо завтра. Зачастую руководители отзывают свои уведомления. Цифра 300 тысяч близка к нашей оценке. Но ситуация, думаю, ещё может поменяться. Как в лучшую сторону, так и в худшую. Замечу: не все сокращения и увольнения связаны с кризисом. Кстати, по последним данным мониторинга, численность официально зарегистрированных безработных продолжает еженедельно снижаться. Такая же тенденция и с общей безработицей. Хотя обычно в октябре каждый год мы имели её рост.
В настоящее время в дополнительных программах участвуют более 1,76 млн. человек. Можно предположить, что все эти люди либо могли уволиться с предприятия и прийти в службу занятости, и тем самым резко увеличить численность зарегистрированных безработных, либо, если бы они не уволились и находились в простое или в отпусках без содержания, они бы остались без прежних доходов.
— Программа дополнительных мер рассчитана до нового года. Что будет потом? Люди вновь останутся без работы и средств?
— Вопрос о продлении мер поддержки решен положительно, деньги под это уже предусмотрены — 36,4 млрд. рублей. В следующем году мы планируем продолжать организацию временных и общественных работ, мы будем развивать программы по малому бизнесу. Мы будем предоставлять субсидию не только на открытие собственного дела, но если человек трудоустраивает у себя безработных, зарегистрированных в службе занятости, то за каждого такого работника он будет получать сумму ещё дополнительно 58,8 тысячи рублей. Это дополнительная помощь малому предпринимательству.
Будет специальный проект по переподготовке штурманов и бортинженеров в пилотов в рамках программы профессионального обучения работников в случае массового увольнения. Также предусматриваем оказывать помощь предприятиям, которые открывают рабочие места для инвалидов.
Мы также планируем развивать стажировки выпускников профессиональных образовательных учреждений, увеличивать нормативы на переобучение и оплачивать проезд к месту обучения.
Сейчас перед регионами стоит задача до декабря представить свои программы в Минздравсоцразвития России, чтобы реализация всех мероприятий плавно перешла на следующий год.