В ночь с понедельника на вторник сборная России провела товарищеский матч против бразильцев. «Труд» решил вспомнить самую яркую победу за всю историю нашего противостояния с пятикратными чемпионами мира, которую наша команда одержала в 1980 году на легендарном стадионе «Маракана». 130 тысяч зрителей и звездный бразильский состав не помешали нам тогда добиться успеха — 2:1. Один из участников того поединка Владимир Бессонов делится своими воспоминаниями.
— Одержав победу над Бразилией, вы тем самым умудрились испортить им праздник. А почему именно сборная СССР была выбрана в качестве соперника на этот матч? Бразильцы думали, что мы станем для них легкой добычей?
— Вы правильно заметили — матч был праздничным. Его приурочили к 10летней годовщине победы Бразилии на чемпионате мира и 30летию стадиона. Сложно сказать, из каких соображений бразильцы выбрали нас. Несмотря на то что специально подготовиться к матчу у нас не было возможности, команда тогда была на ходу, в хорошей форме. А у бразильцев как раз наоборот — закончился долгий сезон.
— Участники того матча сетовали, что поездка была очень короткой — даже толком город посмотреть не успели. Сколько дней вы провели в Рио?
— Здесь имеет смысл говорить даже не о днях, а о часах — менее половины суток. Я имею в виду интервал от того момента, как мы приземлились в аэропорту РиодеЖанейро, и до того, как наш самолет взял курс обратно на Москву. В итоге перед матчем мы даже толком не выспались.
— Кто встречал нашу сборную по прилете в Бразилию?
— Кроме официальной делегации от футбольной федерации Бразилии нас встречал удивительный старичок — я так думаю, ему было не менее 85 лет. Пока мы ждали свой багаж, разговорились с ним. Дед говорил хотя и с некоторыми затруднениями, но на чистом русском языке. Оказалось, что он до революции был владельцем табачной фабрики «Дукат» в Москве. Не знаю, за какую из двух сборных он потом болел, но он был очень рад возможности побеседовать на русском языке и вообще пообщаться с бывшими соотечественниками.
— Как вы провели время после приземления в Рио и до начала матча?
— Приземлились мы ночью по местному времени, и нас повезли в гостиницу, которая находилась на знаменитом пляже Копакабана и недалеко от «Мараканы». Пока мы ехали, в утренних сумерках увидели знаменитую крутую скалу со статуей Христа на вершине. Едва разместились — нас повезли на тренировку на «Маракану», это было примерно в 6 утра. А потом нам предоставили выбор: или поспать несколько часов, или погулять. Я не удержался от того, чтобы посмотреть своими глазами прекрасный город РиодеЖанейро. Кстати, до сих пор эта поездка для меня осталась единственной. Может быть, через два года съезжу еще раз — на чемпионат мира. А в тот раз перед матчем мы только успели пройтись по набережной Копакабаны. И нас опять повезли на «Маракану». Там до нашего матча сыграли ветераны. Я был рад возможности вживую наблюдать за мастерами футбола, чью игру я раньше мог видеть лишь по обрывкам кинохроники — Гарринчей, Вава, Диди, Нилтоном Сантосом, Жильмаром... Конечно, они были далеко не те, что в период своего расцвета. Гарринче, например, уже исполнилось 47 лет. Он был тяжело болен, до смерти ему оставалось три года. Но тысячам зрителей, и мне в том числе, было радостно увидеть легенд футбола.
— Наверняка с командой летал «товарищ в штатском». Какиенибудь ограничения в связи его присутствием ощущали?
— Загранпоездки без этих «товарищей» обычно не обходились. Но они давали нам зачастую и полезные советы — как себя вести в той или иной стране, знакомили с местными законами и традициями. Так что и в Рио нас вполне обоснованно предупредили, что в этом городе распространены уличные грабежи. Нам рекомендовали даже рядом с гостиницей не носить на шее золотых цепочек, не держать на виду фотоаппараты и другие ценные вещи.
— Кто из бразильской сборной произвел на вас наибольшее впечатление?
— Тогда в сборной я выполнял роль опорного полузащитника. Перед матчем думал, что бразильская средняя линия доставит мне больше всего неприятностей. Поколение, против которого нам предстояло играть, было очень талантливое. Но во всей красе оно проявило себя позже — на чемпионате мира 1982 года. А в тот день наиболее опасными мне показались не главные звезды — Зико и Сократес, а нападающий Нуньес. Он и забил нам гол. В течение всего первого тайма бразильцы контролировали мяч, давили, забили гол. Потом Дасаев отбил пенальти и еще несколько раз выручил. Но во втором тайме мы провели несколько контратак, и одна из них закончилась голом Черенкова. А вскоре Андреев удачно сыграл после углового. Так что итог игры разочаровал и даже шокировал всю Бразилию.
— Вам на тот матч руководство страны ставило какие-то задачи?
— Победить любой ценой — такой цели точно не было. Ведь до того на уровне национальных сборных мы бразильцев никогда не побеждали.
— А как вас наградили за эту победу?
— Не помню. Но если бы премии были большими, я бы наверняка это запомнил. А бразильцы вручили нам красивый кубок, который, несомненно, изготавливали изначально для себя. Мы привезли этот трофей в Москву, и он до сих пор хранится в одной из спортивных организаций.