Напомню вкратце предысторию. Дело было в мае 1997 года. Развивалось оно по классическим законам детективного жанра. Бесценное произведение мировой культуры, предложенное анонимным продавцом, респектабельный посредник-нотариус, мнимый покупатель высокого полицейского ранга, засада из трех десятков спецназовцев, захват сокровища, оцениваемого почти в пять миллионов марок. Особая сенсационность заключалась в том, что речь шла о мозаичном панно из знаменитой "Янтарной комнаты", бесследно исчезнувшей во время войны. Многим виделся в захвате панно верный след к обнаружению всей "Янтарной комнаты".
Надежды не сбылись. По-прежнему существует множество версий того, куда исчезло сокровище или где оно находится. По "корабельной" версии, "Янтарная комната" вроде бы была погружена на крейсер "Густлов", который прорывался в Германию, но был торпедирован советской подводной лодкой и скрылся в пучине морской со всеми тайнами.
По "пожарной" версии, выдающийся памятник мировой культуры погиб в Кенигсберге во время ожесточенной бомбардировки английской авиации в ночь на 28 августа 1944 года. Несколько вариантов имеет "тюрингский" след. Вроде бы два корабля - "Претория" и "Эмден" доставили комнату к германскому побережью, а потом по сухопутью драгоценности укрыли в различных районах Тюрингии.
После войны Тюрингия оказалась в составе ГДР, и спецслужбы республики, которым нельзя отказать в профессионализме и немецком упорстве, перерыли все предполагаемые районы с "Янтарной комнатой" или отдельными частями ее экспозиции. Все оказалось тщетным.
Два крупнейших немецких эксперта - Гюнтер Вермуш, автор книги "Сага о "Янтарной комнате", и Клаус Гольдман, профессор берлинского музея истории, - считают, что сокровища все же сгорели в Кенигсберге. Они ссылаются на свидетелей, дневники, косвенные доказательства. Но ведь на то же самое ссылаются и сторонники других версий - у них-де тоже есть и свидетели, и письменные документы, и многочисленные доказательства. Нет только реального следа "Янтарной комнаты".
Мозаичное панно, наделавшее столько шума в 1997 году, по твердому убеждению бременского суда, занимавшегося этим делом три года, было украдено солдатом вермахта из Екатерининского дворца под Петербургом. В семейном альбоме солдата обнаружена его фотография на фоне этого дворца. Пока шел судебный процесс, сын этого солдата, который и пытался в мае 1997 года сбыть сокровище через нотариуса Кайзера, скончался. Так что юрист остался единственно виноватым во всей истории. Может быть, поэтому суд в конечном итоге и назначил наказание условно, но денежную сумму в равных долях обязал уплатить в госказну и в "Союз искусств" Бремена.