25 декабря 1991 года ушел в отставку первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. Сколько лет прошло, а о споры о нем и его роли в истории до сих пор не стихают.
Борис Немцов, экс-губернатор, бывший член правительства
— День отставки Горбачева я помню хорошо. Тогда я работал губернатором Нижегородской области. 25 декабря резко прекратила работать энергосистема области. Из-за развала единой технической системы Союза частота тока начала снижаться, стали отключаться станции. Тот день я никогда не забуду... Но Михаила Сергеевича считаю человеком историческим: при всех ошибках он сумел дать нам свободу.
Александр Шатилов, декан факультета социологии и политологии Финансового университета
— Державники будут ругать Горбачева как могильщика империи, а либералы — как непоследовательного реформатора. Однако объективно Горбачев решил отказаться от командно-административной системы управления, и это его главная заслуга в истории. Предположу, что пока сохранятся в основном негативные оценки в адрес президента СССР. Горбачеву достается даже больше, чем Ельцину. Последнего нередко рассматривают как «жертву обстоятельств». У меня же Михаил Сергеевич связан с молодыми студенческими годами, ожиданиями перемен, живыми политическими мероприятиями, новыми дискуссиями, книгами, встречами...
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Он запомнился потрясающим неумением использовать имевшиеся у него ресурсы. Насколько был успешен Горбачев, пока делал карьеру и продвигался на высшее место в государственной иерархии, настолько же катастрофична была его деятельность на этом самом месте. Сейчас экс-президент часто рассказывает, будто с самого начала у него был коварный план уничтожения социализма. Однако будь он в самом деле, генсек осуществил бы его куда эффективнее и уж при этом остался бы главой государства.
Олег Шеин, депутат астраханской облдумы
— Мое восприятие Горбачева — самое отрицательное. Он был не только слабым руководителем, но и лицемером. Обманывал народ и партию, уверяя всех, что он коммунист и хочет социализма с человеческим лицом. С одной стороны, перестройка — это моя молодость, свежие впечатления, а с другой... Еще тогда нетрудно было предположить, что за оттепелью можно ждать заморозков, как это обычно бывало в нашей истории. Строго говоря, все свободы перестройки не связаны лично с Горбачевым — он просто упустил вожжи и делал вид, что управляет процессом.