Главная Культура 00:14 25 Сентября 2020 6017
Сергей Бондарчук. Его Ватерлоо

100 лет назад родился выдающийся кинохудожник, который познал в своей жизни и громкую славу, и несправедливую хулу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Сергей Бондарчук не играл проходных ролей, не снимал фильмов на потребу дня. Фото: Russian Look, globallookpress.com

Сергей Бондарчук оставил этот мир уже более четверти века назад, в октябре 1994 года. А его присутствие в нашей жизни по-прежнему ощутимо. И не только потому, что в кино активно работают его дети и внуки, в частности, сын Федор, который, как и отец, снимает высокобюджетное кино. А главным образом потому, что за прошедшие десятилетия стало особенно ясно: во второй половине XX века в советском кино творил художник-исполин, наследник по прямой таких пионеров и визионеров мирового экрана, как Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко. Он был им под стать.

Сергей Бондарчук не играл проходных ролей, не снимал фильмов на потребу дня. Колосс. Титан. Атлант. Эти слова из античных трагедий вполне применимы и к нему. В каждую свою экранную работу он привносил возрожденческий размах, шекспировский объем. Иван Франко и Тарас Шевченко, академик Курчатов и кардинал Монтанелли, Пьер Безухов и отец Сергий, Отелло и Борис Годунов, чеховские доктора Астров и Дымов, русские воины Андрей Соколов и Иван Звягинцев — это его планка в актерском искусстве. «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь» — это его вершины в режиссуре. Толстой, Чехов, Пушкин, Шолохов, Шекспир, Гоголь, Данте — это его круг духовного общения.

При встречах с Сергеем Федоровичем на фестивалях и в коридорах «Мосфильма» я ловил себя на мысли, что внешне он похож на льва, царя зверей. Это сравнение рождала и его величавая седая грива, и повадки крупного зверя, рядом с которым его недоброжелатели казались подчас мелкими грызунами. Что скрывать: в киносообществе далеко не все любили Бондарчука, а некоторые ему откровенно завидовали. Он непозволительно рано (в 31 год) стал народным артистом СССР — это звание ему самолично присвоил товарищ Сталин за роль Тараса Шевченко. Лауреатом Ленинской премии он стал в 40 лет — за прекрасный режиссерский дебют «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. Наконец, он получил «Оскар» за эпопею «Война и мир», которая до сих пор считается самым масштабным и дорогим проектом в истории отечественного кино. Говорят, она обошлась казне в 65 миллионов советских рублей — это при средней смете обычного фильма в 300-400 тысяч.

На Бондарчука работал не только весь «Мосфильм», не только Госкино, но и вся держава. Но и он, надо заметить, славно поработал на честь родной державы, передав на экране мощь, красоту, народность толстовской эпопеи. И положа руку на сердце: разве потянул бы кто-то из здравствовавших тогда (да и ныне) режиссеров этот грандиозный проект? В нашем кино только Бондарчук умел с таким размахом повелевать армиями и многотысячными массовками, только он мог соединить на экране и воздушную легкость великосветского бала, и азарт псовой охоты, и трепет влюбленных сердец, и горечь старческого увядания, и кровавую мясорубку военной бойни...

Его считали киногенералом. Бондарчук и был им — ему единственному в СССР было дозволено снимать и сниматься за рубежом, получать гонорары в валюте, но пахал он при этом, как рядовой солдат, буквально загоняя себя в работе. На съемках «Войны и мира», работая шесть лет по 18-20 часов в сутки, пережил клиническую смерть, врачам с трудом удалось откачать режиссера. Его сын Федор как-то рассказывал мне, что, бывало, по году не видел своего отца — тот все время был на съемках. В одном из предсмертных признаний Сергей Федорович буквально проклинает свою немилосердную профессию, из-за которой он, по сути, был отлучен от семьи, от воспитания детей и даже не смог приехать на похороны своего отца. Неужели и этому надо было завидовать? И всякий ли готов был пойти на такие жертвы ради химеры искусства?

Тем не менее, на пятом перестроечном съезде СК СССР в 1986 году грянул гром. Бондарчука с группой ветеранов советского кино предали остракизму за близость к власти, за особые преференции в работе, за клановость и семейственность. Тогда за Бондарчука заступился лишь Никита Михалков, назвав поведение коллег «ребячеством», но его голос не услышали. Вскоре 20-серийный «Тихий Дон», который Бондарчук собирался снимать для ТВ, торопливо свернули, туманно объяснив режиссеру, что «лучше эти деньги отдать сельскому хозяйству».

Сельское хозяйство поднимаем до сих пор, а художника с мировым именем (с ним считали за честь работать всемирно известный продюсер Дино Де Лаурентис, выдающиеся актеры мирового кино Род Стайгер, Орсон Уэллс, Кристофер Пламмер, Урсула Андресс, Франко Неро) обрекли на многолетний простой. И когда годы спустя на горизонте возникли некие итальянские продюсеры с предложением реанимировать историю с экранизацией «Тихого Дона», Сергей Федорович бросился в этот проект как в омут...

Теперь ясно: это была ошибка мастера. Во-первых, в силу возраста он был к тому времени уже не в лучшей физической и творческой форме. Во-вторых, под напором продюсеров вынужден был пойти на творческие уступки и взять на главные роли иностранных звезд — в частности, холеную Дельфин Форрест в роли Аксиньи и гей-икону западного кино Руперта Эверетта в роли Григория Мелехова, что во многом предопределило последующую неудачу экранизации. В-третьих, ловкие продюсеры, отмыв деньги, интерес к проекту быстро исчерпали, и пленка с незавершенным сериалом надолго залегла в банковских сейфах.

Когда 12 лет спустя после смерти Бондарчука удалось вызволить отснятый материал, и сын Федор смонтировал из него, увы, рваный, клочковатый сериал, не одному мне подумалось: лучше бы он этого не делал. Осталась бы красивая легенда о последнем шедевре, который снял, но не успел показать зрителям великий режиссер, потерпевший за свою жизнь не так уж много творческих поражений. Одно из них — забытая сегодня революционная эпопея «Красные колокола» в четырех фильмах, вышедшая на экраны в 1984 году, когда в обществе уже подули ветры другой революции. Но, думаю, что и в официозных «Колоколах», снятых с присущим Бондарчуку эпическим размахом, он оставался самим собой — советским человеком, ветераном-фронтовиком, коммунистом, в глубине души так и не принявшим перестройку, которая обернулась для него крушением привычного мира.

В последний раз я встретился с Сергеем Федоровичем на «Кинотавре» в июне 1994 года — за несколько месяцев до кончины мастера. Его великолепная седая грива была такой же могучей, но сам он, помню, был какой-то щуплый, исхудавший, съедаемый, как я теперь понимаю, смертельной болезнью. Мы сели в тенечке и проговорили больше часа. Он с горечью рассказывал о своих затянувшихся мытарствах с «Тихим Доном», о дорогих для него и, увы, неосуществленных проектах — «Тарасе Бульбе» и «Божественной комедии». Поведал и о своих взаимоотношениях с партией, в которую вступил сознательно в 50-летнем возрасте и из которой вышел, как он выразился, «после предательства Горбачева».

Но это была едва ли не единственная экспрессивная оценка в его речи. Он поразил меня тогда тихой самоуглубленностью и каким-то подлинно христианским смирением. К тому времени сполна «реабилитированный» в общественном сознании, вновь возвращенный в сонм признанных классиков, он не стал ни с кем из своих обидчиков сводить счеты.

— Как видите, я остался жив, — спокойно ответил Сергей Федорович на мои расспросы о том, как он пережил годы гонений. — Все вытерпел, вынес. Может, потому, что у меня крепкая крестьянская закваска? Конечно, горечь, обида остались. Но поскольку в обществе сейчас идет полоса примирения, то я решил не держать зла на своих обидчиков, не требовать возмездия. Помните, как в Библии сказано: «Возлюби врага своего». А я человек верующий, православный. Так что пусть мои гонители живут и здравствуют. Они сами себя наказали...

Таким просветленным, величавым и мудрым, все познавшим и все принявшим, он и ушел в скором времени в Вечность, оставив нам после себя свои великие роли и фильмы, которые пережили его. Переживут и нас с вами. Поскольку сделаны на века.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12685
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7952
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7690
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6958
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6713
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?