Весной завершилась самая масштабная в новейшей история научная морская арктическая экспедиция «Кара-2014», а сейчас НК «Роснефть» отправляет в Северный Ледовитый новый отряд исследователей. С июля по октябрь ученые и специалисты Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок с двух ледоколов будут исследовать морскую фауну на маршруте Северного морского пути. Они будут работать во всех арктических морях Российской Федерации.
Решение об экспедиции в «Роснефти» было озвучено на следующий день после круглого стола на тему «Научное освоение Арктики», проведенного в начале недели Русским географическим обществом совместно с ОАО «НК «Роснефть».
Признавая необходимость разработки полезных ископаемых на Арктическом континентальном шельфе России, собравшиеся за круглым столом ведущие российские ученые говорили о необходимости считаться с экологией Арктики. «Арктика остается местом международного сотрудничества, местом освоения с жесткой экологической направленностью», — сказал известный полярник, член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров. Он напомнил, что РГО в прошлом году провело полную очистку острова Александры, одного из островов архипелага Земля Франца-Иосифа. После такого посыла ученые обсудили создание специальной научной междисциплинарной программы по комплексному изучению Арктики с учетом принципов особого режима хозяйственной деятельности в регионе, в том числе экологических правил освоения шельфа.
Проще говоря, чтобы успешно добывать на шельфах нефть и газ и в тоже время не навредить экологии, Арктику сегодня необходимо активно изучать, что непросто, учитывая суровость климата и отдаленность региона. А изучать в высоких широтах можно еще очень и очень многое. При этом все участники дискуссии выражали уверенность, что государственная компания не только не навредит, но и поможет изучать северные российские просторы.
«Комплексное научное исследование и освоение российской Арктики невозможно представить без взаимодействия бизнеса, государства и общественных организаций, — уточнил Артур Чилингаров. — Я рад отметить, что компания «Роснефть» уделяет серьезное внимание этому вопросу».
Надо сказать, что «Роснефть» не разочаровала ученых, борющихся за сохранение и изучение уникального мира Арктики. Участников экспедиции снабдили всем необходимым для исследований оборудованием. Данные, которые привезут ученые с Северного морского пути в октябре месяце, обеспечат сбор информации о фауне в акваториях лицензионных участков НК «Роснефть». В результате будет получена комплексная картина исходного экологического состояния для разработки природоохранных мер в ходе разведки и добычи углеводородов.
Объектами изучения экспедиции по Северному морскому пути станут животные, птицы и обитатели морских глубин. В планах — наблюдение за морскими млекопитающими и мониторинг морской фауны, мониторинг и регистрация активности всего живого в течение светового дня, мониторинг и регистрация активности всех морских видов животных, ведение учета визуальных наблюдений морских млекопитающих и их активности и так далее. Экспедиция пройдет по всем морям российского арктического шельфа.
Другой вопрос, который обсуждался на круглом столе «Научное освоение Арктики», — это вопрос продолжения изучения ледовой обстановки. Закономерности дрейфа айсбергов в северных морях волнуют не только ученых и экологов, но и самих нефтяников.
«Осваивать Арктику сегодня сложнее, чем космос. Из-за скопления айсбергов бывает крайне трудно пройти к месту геологоразведки и эффективно пробурить скважину, — сказал замдиректора департамента экологической безопасности и технологий «Роснефти» Олег Сочнев. — Поэтому очень важно в ближайшей перспективе проверить воздействие льдов на морские нефтегазовые сооружения, а также максимально предусмотреть любые возможные экологические риски, даже несмотря на то, что это может привести к удорожанию стоимости буровых работ».
«Роснефть» планирует создать комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике, где компания собирается добывать нефть, — сказал Артур Чилингаров. — Это необходимо для обеспечения промышленной и экологической безопасности геологоразведки на шельфе северных морей. «Роснефть» сейчас разрабатывает соответствующие технологии обеспечения безопасности проведения буровых работ в Карском море, которые намечены на август 2014 года«.
Чилингаров добавил также, что «Роснефть» активно финансирует научные и экологические проекты вокруг Арктики, и выразил надежду на то, что, возможно, будут реализованы и другие уникальные арктические проекты. Еще в 2010-м Чилингаров предлагал организовать перевозку айсбергов из Арктики в страны Европы и Азии, где есть нехватка питьевой воды.
Детальное изучение акватории Северного морского пути крайне необходимо для организации эффективной разработки шельфа. Достаточно сказать, что бурение одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона. Чтобы отследить движение айсбергов и обнаружить их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, а также с помощью самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Зачистка участка от ледяных глыб может производиться судами-буксировщиками, которые будут оттягивать айсберги весом до 900 тонн на канате.