Перед отъездом российских фехтовальщиков в Лондон корреспондент «Труда» побеседовал с лидером женской сборной по сабле — многократной чемпионкой мира Софьей Великой.
— Как проходил последний этап подготовки к Лондону?
— После чемпионата Европы сначала нам дали пару недель на отдых, а потом началась очень тяжелая работа. Но теперь последние три недели у нас проходили только технические тренировки, в основном с личными тренерами, в том числе были просмотры видеозаписей боев наших ближайших соперниц.
— Нередко приходилось слышать, что многие известные спортсмены перед крупными турнирами нанимают психолога. А как с этим обстоит дело у вас?
— Лично я в психологе особо не нуждаюсь. Зато волнение для меня просто необходимо. Оно мне идет на пользу. А вот успокаиваться не нужно. Определенный страх помогает работе организма. А все технические действия у нас происходят на автомате.
— Французский специалист внес что-либо новое в подготовку сборной России?
— Кристиан Бауэр научил нас, как можно значительно усилить мотивацию, повысил дисциплину. Работать с ним легко и интересно.
— Языкового барьера нет?
— Если Бауэр отпускает в мой адрес короткие реплики, то мне вполне хватает знания английского. А для обстоятельного разговора к нам подключается переводчик с французского.
— Вам добавило положительных эмоций сообщение о том, что за победу в Лондоне российским фехтовальщикам заплатят по 4,5 млн?
— Материальная сторона — немаловажный фактор в нашем деле. Но вы ведь знаете: наши фехтовальщики одерживали великие победы даже в те времена, когда им за это почти ничего не платили. Но сейчас я рада, что в сборной улучшается обеспечение, в том числе и финансовое. До теннисистов и гольфистов нам далеко, но главный стимул для меня — завоевать олимпийское «золото». Из всех трофеев лишь этого у меня пока нет.
— В детстве вы боялись уколов? Я имею в виду не шпагу, саблю или рапиру, а врачей.
— Боялась. Но я на протяжении всей своей жизни в спорте стараюсь что-нибудь преодолевать. В том числе и свои страхи перед чем-либо.
— Кто сейчас в Лондоне будет главной вашей соперницей?
— В личном первенстве — американка Мариэль Загунис, двукратная олимпийская чемпионка, украинка Ольга Харлан — олимпийская чемпионка Пекина в команде, наша Юля Гаврилова, кореянка Чжи Ен Ким, итальянка Джоя Мардзокка, Александра Соча из Польши: В основной обойме претендентов находится около восьми человек. Если кто-то еще вмешается в борьбу за медали в личном первенстве, я буду удивлена.
— Вы на себя примеряете в будущем профессию тренера?
— Мне это кажется нереально тяжелым делом. О других вариантах продолжения карьеры давайте лучше поговорим после окончания Олимпиады. К тому же многое в моем будущем будет определено тем, как я сейчас выступлю в Лондоне. У меня ведь до сих пор как было? В течение года все мои мысли и силы направлены на ближайший чемпионат мира или Европы, и больше ни на что иное. И лишь после его окончания я начинаю строить дальнейшие планы.
— А когда вы решили, что спорт для вас — это главное?
— Такая мысль пришла неожиданно, через четыре года после начала занятий фехтованием. А пришла на них я благодаря своей непоседливости. До того шесть лет занималась игрой на фортепиано, но с каждым годом все мучительнее было часами сидеть на стуле. И лишь когда у меня в фехтовании появились успехи, я решила этому делу посвятить все силы и время. А уже в составе сборной большую роль для меня сыграло улучшение материального обеспечения. Иначе я вполне могла завершить выступления — настолько тяжело давались мне тренировки.
— Занятия музыкой вы хотя бы иногда возобновляете?
— Иногда бывает такое желание, когда оказываюсь возле пианино. Но пока у меня дома негде поставить этот инструмент.
— А какие произведения из вашего репертуара — любимые?
— Пожалуй, «К Элизе» Бетховена. Чтобы исполнять остальные, пришлось бы сначала попрактиковаться.
— А слушать какую музыку больше любите? Классику?
— Нет. Она меня слишком успокаивает. А мне постоянно требуются взрывы эмоций. Так что в последнее время мне больше подходит популярная музыка последних 20 лет — и русская, и зарубежная, а также классический рок.
— В последний год какие поездки вам запомнились, кроме спортивной составляющей?
— В США мы ходили на мюзиклы. Когда соревновались в Катаре, жили в гостинице на краю обрыва. И создавалось интересное сочетание: вроде бы и в центре города, и в то же время возле дикой природы, недоступной ногам человека. И еще — успокоение от созерцания морских пейзажей.
- А как вам Лондон?
— Я туда ежегодно езжу на турниры. И город оставил средненькое впечатление. Несмотря на то что я там ездила на разные тематические экскурсии, в столице Великобритании меня ничто не впечатлило. Кроме разве что королевы. И с погодой обычно в момент моего приезда не везет, и еда у них какая-то пресная. Если говорить о стране, которая меня с каждым визитом восхищает все больше, то это Италия.
— Перед российскими фехтовальщиками поставлена задача: по две медали каждого достоинства. Это реально?
— Для меня в Лондоне будет стоять одна задача — завоевать «золото» в личном первенстве. Любой другой медалью я не буду довольна.