26 июня Мещанский суд Москвы должен вынести приговор по нашумевшему «делу Седьмой студии». Напомним: обвинение вменяет его фигурантам хищение 129 млн рублей из выделенной государством субсидии в 216 млн. Прокуратура требует для художественного руководителя Кирилла Серебренникова 6 лет колонии общего режима и штраф 800 тыс рублей, для бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского – 5 лет лишения свободы и штраф 300 тыс, для бывшего директора департамента господдержки искусства Минкульта РФ Софьи Апфельбаум и экс-гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина – по 4 года и 200 тыс штрафа.
Дело Седьмой студии тянется с 2017 года. С самого начала оно выглядело странно. Обвинение утверждало, что огромной части событий, которые числило в своем активе созданное Серебренниковым творческое объединение, попросту не было. В частности, якобы не существовало такого большого спектакля, как «Сон в летнюю ночь». Хотя спектакль этот, как и «Метаморфозы», «Отморозки», «Охота на снарка», «Август», «Обыкновенная история» и другие, собирал сотни зрителей и десятки рецензий в прессе. Дело, столь неловко стартовав, за последующие три года неоднократно разваливалось – но всякий раз обвинение требовало новых экспертиз и их пересмотра, если (и такое случалось) они не подтверждали гипотезу о хищениях.
Наконец, на судебных прениях 22 июня с.г. была принята к рассмотрению экспертиза замдиректора МХАТ имени Горького Еленой Баженовой, как бы подтвердившая ту самую недостающую сумму в 129 млн. Об уровне документа можно судить по оценке, данной ему такими опытными деятелями, как генеральный директор Большого театра Владимир Урин, генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина и др. Г-жа Баженова, обращают внимание они, рассчитывает «правильную» стоимость спектаклей на основе нормативов, которых в пору деятельности Седьмой студии, закрывшейся в 2014 году, просто не существовало, они приняты годом позже, в конце 2015-го, причем тут же признаны неудачными и через год с небольшим отменены. Но даже на этой основе она считает заведомо тенденциозно, принимая один из самых низких поправочных коэффициентов к базовой минимальной ставке – 1,25. Так, говорят специалисты, резонно оценивать камерные постановки, а вот к крупной форме с хором, оркестром, кордебалетом может быть применен и коэффициент 3. Более того, если следовать логике Баженовой, то в неладном можно заподозрить даже ее родной МХАТ – ему бы следовало получить не 290 млн госсубсидии, а только 130. Ну, а десятки из 340 мероприятий Седьмой студии (например, лекции) она по-прежнему объявляет не существовавшими.
Но тогда кому понадобилось затевать столь странное дело? Ответ дал сам Серебренников, процитировав министра культуры, в чье правление тяжба и была начата: «Эксперименты – за свой счет». Напомним: Седьмая студия была задумана Серебренниковым для поддержания независимых художников и талантливой молодежи в 2011 году. Министром тогда служил Александр Авдеев. При его преемнике Владимире Мединском политика радикально изменилась в сторону поощрения «правильных» фильмов и постановок. Для закрепления такой политики не хватало публичной порки. И вот с Седьмой студией появился шанс. Дававший, кстати, возможность, не только припугнуть непослушных, но и отвлечь внимание от реальных злоупотреблений в том же Минкульте, фигуранты которых зачастую отделываются смехотворными наказаниями. Как, например, небезызвестный «реставратор» Григорий Пирумов, освобожденный по своему первому делу (потянувшему «всего лишь» на 100 млн рублей) в зале суда, а по второму (уже на 450 млн) тихо переведенный на домашний арест.
У нынешнего министра культуры Ольги Любимовой еще сохраняется шанс дистанцироваться от этой линии предшествующей администрации. С письмом, требующим объективно разобраться в ситуации с Седьмой студией, публично выступили 3700 деятелей культуры, в их числе Юрий Бутусов, Анатолий Васильев, Дмитрий Крымов, Дмитрий Черняков. К ним присоединились сто кинематографистов, среди которых Александр Сокуров, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Алла Демидова. Выразила свое мнение Ассоциация театральных критиков. Знаком уважения к заслугам Серебренникова стало присуждение ему на днях премии французских кинокритиков – это не говоря об огромном числе других отечественных и зарубежных премией.
Никто не утверждает, что Серебренников ангел. Требуют лишь объективного отношения. И первым могло бы подать пример Министерство культуры, отозвав свой неловко скроенный иск. Ему для этого осталось совсем немного времени.