Главная Культура 05:02 25 Мая 2012 2549
Андрей Битов: «Уходя, хочу сказать…»
<p>Прекрасному, тонкому писателю исполняется 75 лет</p>
Игорь Логвинов

Накануне юбилея Андрея Георгиевича, 26 мая, в Москве, в Государственном музее А. С. Пушкина состоится торжественная церемония вручения Новой Пушкинской премии, председателем совета которой он является. Эти события настолько тесно переплелись во времени и пространстве, что и разговор наш со знаменитым писателем постоянно перескакивал с одного на другое.

— Андрей Георгиевич, кто он, современный писатель?

— А вот об этом я вам ничего не скажу. Ну, допустим, это я. Если, конечно, я писатель, а не лентяй, который просто доживает свой век.

— Достоевский признавался, что ему гораздо интереснее обдумывать будущий роман, чем писать. А вас что больше увлекает: процесс создания текста или детальное обдумывание замысла?

— Я придумываю очень быстро, а вот исполнять — это, конечно, мука.

— «Года к суровой прозе клонят…» А вам в каком возрасте лучше писалось?

— Конечно, когда я был моложе и глупее. А сейчас все высохло, сока нет, желаний нет — это все сказывается на фактуре письма. Уж романов я точно писать не буду. Последний роман, который я написал, — «Преподаватель симметрии», больше романов от меня не дождетесь. Может быть, и повестей не будет, а может, еще одну напишу. А вот эссе еще какие-нибудь напишу. Главное, сейчас собрание сочинений склею, и тогда уже буду думать, чем заполнить пустоту, которая возникла после него. В общем, книги еще будут.

— Как идет работа над собранием сочинений?

— Медленно и уныло. Потому что никому оно не нужно...

— Это вы лукавите, конечно?

— Нет, не лукавлю, я считаюсь нерыночным писателем.

— Слыхал, что некоторые называют вас слишком интеллектуальным, слишком сложным писателем, но чтобы нерыночным?

— Просто литературу надо уметь подавать, а им лень ж: отрывать от стула! Я не сложный, наоборот, я слишком популярный. Популярный не в смысле известности, а в том смысле, что я пишу так, чтобы понял любой. Просто надо включать мозги при всяком чтении. Что, вы думаете, Толстого, Достоевского, Пушкина легко читать? Тоже нелегко. Теперь все уже довольствуются экранизациями.

— Собрание сочинений, которое вы готовите, будет полным?

— Нет, но просто так сложилось, что лишнего у меня написано мало, честно говоря. Слава богу, я достаточно ленив, чтобы писать лишнее, и собрание будет довольно плотным. Восемь томов, и к ним будет прикреплен девятый, который будет являться отчасти автобиографичным.

— В вашей литературной биографии особой место занимает Пушкин. И самый известный ваш роман называется «Пушкинский дом», и литературная премия носит имя нашего великого поэта...

— Да, Пушкин мне помогает жить. Один из лучших критиков Пушкина, с моей точки зрения, — Никита Сергеевич Хрущев, которому, пока его не скинули, было некогда читать. К тому же он очень боялся своей жены Нины Петровны и даже тайком от нее читал Солженицына, которого сам же и разрешил. Заодно он взял и прочитал Пушкина. И сказал гениальную фразу: «Не наш поэт, какой-то холодный, аристократичный». А мы говорим, Пушкин — наш поэт.

— О гибели поэта до сих пор ходят легенды. Есть даже версия, что автором подметных писем, сделавших трагическую дуэль неизбежной, был сам Пушкин...

— Это все мне кажется пустым копанием, недостойным его памяти. Потому что он нам на это никаких полномочий не давал. Читайте его тексты. Попробуйте — это, кстати, не очень просто. Потому что по-настоящему никто его не прочел. Я, казалось бы, знаю все его произведения, а до сих пор открываю их для себя и удивляюсь. Я читаю по одному стихотворению Пушкина в течение полугода, пытаясь понять и постичь его. Я и сам уже господин преклонных лет, я и сам ухожу. И, уходя, могу сказать: возьмите хоть раз и прочтите его, господа — вот это мой завет. Прочтите хотя бы одно стихотворение Пушкина от начала до конца, и вы многое поймете. Недаром его основная молитва — «и празднословия не дай душе моей». У него нет праздных слов.

— Современная молодежь практически не читает серьезную литературу. Как вернуть интерес к книге?

— По-видимому, надо иначе строить преподавание: полностью отойти от курса истории литературы и преподавать чтение текстов. Просто научить читать тексты и этим увлекать. Потому что тот контакт, который возникает при чтении текста, то ощущение, что ты остаешься один на один с великим человеком, невосполнимы, их не заменит ни интернет, ни что другое.

— Андрей Георгиевич, вы создатель и вдохновитель Новой Пушкинской премии. Чем она отличается от всех остальных?

— Это глупо звучит, но она отличается именем Пушкина. И надо особенно отличиться, чтобы иметь право носить это имя. Есть такое отвратительное слово «формат». Не знаю, что оно означает, кроме рамки. У нас формат премии живой. У нас за честные денежки фонда Жукова вручается честная премия. Все премии так или иначе постепенно дрейфуют к попсовости, поскольку им нужно самих себя поднимать с помощью громких имен своих лауреатов. Мы же стараемся подниматься вместе с лауреатами. Поэтому даем премию людям, работы которых, на наш вкус, более сурового и достойного качества. И таким образом соблюдаем честь и Александра Сергеевича, и свою собственную.

— В этом году совет премии принял решение отметить специальным дипломом «За музейный подвиг» Геннадия Опарина — хранителя усадьбы Пирогово музея-заповедника «Ясная Поляна»: А, собственно, в чем его подвиг, если не секрет?

— Вот это я прокомментирую. У меня был такой виртуальный проект: к столетию ухода Толстого создать памятник его последнему произведению, которое Лев Николаевич берег, любил и не публиковал при жизни, а именно «Хаджи-Мурату». Я склонял к этому директора музея «Ясная Поляна» правнука писателя Владимира Ильича Толстого. Склонял-склонял, писал тексты о том, что мы приблизительно определили место для памятника. Но если бы не появился Геннадий Опарин, то ничего бы не было. Поскольку у него родился встречный проект, а именно — поставить памятник самому Хаджи-Мурату, который и захоронен-то не был, что для кавказского народа является грехом. Он сдружился с аварцами, и те преподнесли ему священный камень из аула, в котором проживал Хаджи-Мурат. Камень действительно сакральный, но уж слишком огромный. Не знаю, мог ли этот камень видеть Льва Толстого, но Ермолова, Шамиля и Хаджи-Мурата — мог видеть вполне. И вот этот дар аварского народа Опарин сумел доставить в ту точку, где Льву Толстому пришел замысел художественного произведения. Попробуйте, перенесите из Аварии в Ясную Поляну камень весом 39 тонн — в этом и состоит подвиг.

— Ежегодное вручение Новой Пушкинской премии, как правило, сопровождается литературными сенсациями: то публике представляют неизвестные ранее переводы Марины Цветаевой, то неопубликованное стихотворение Гавриила Державина. В этом году такой изюминкой будет исполнение музыкальной композиции «Краковяк» поэта Веневитинова, который, оказывается, был еще и композитором.

— Да, ведь тогда все были грамотные люди, в отличие от нас. Знали языки, умели музицировать, рисовать: Поэт Веневитинов музицировал, сочинял музыку, как и Грибоедов.

— В жизни поэта, чье имя носит премия, Москва занимала особое место. Как вам кажется, Пушкин-москвич и Пушкин-петербуржец очень отличаются друг от друга?

— Я-то считаю, что зрелый Пушкин — это, конечно, питерский поэт и питерский писатель, создатель так называемого петербургского текста — это теперь такой модный литературоведческий термин. А то, что он родился в Москве, здесь женился и был счастлив, — это правда. А вообще-то он умел себя правильно распределить между двумя городами.

— Вы тоже постоянно курсируете по маршруту Москва — Петербург, даже сами себя назвали чемпионом мира по этим поездкам...

— Безусловно. У меня и здесь есть дети и внуки, и там есть дети и внуки. Ну и, соответственно, мотаюсь между двумя столицами.

— Где вам комфортнее?

— По-разному. Я в свое время эмигрировал в Москву из-за давления ленинградского обкома, эмиграция постепенно переросла в местожительство. Москва — это такой котелок, в котором варится все. Но теперь даже слишком много всего. В Ленинграде мне спокойнее, а в Москве мне живее — вот так я скажу.

Личное дело

Андрей Битов, прозаик

Родился в Ленинграде в 1937 году.

Окончил Геологоразведочный институт в 1962-м.

До 1978 года вышло около 10 книг, но после выхода в США романа «Пушкинский дом» Битова перестали печатать на родине. Участвовал в работе нелегального издания «Метрополь». С 1991-го возглавил российский Пен-клуб.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5434
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5044
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...