Прекрасному, тонкому писателю исполняется 75 лет
Накануне юбилея Андрея Георгиевича, 26 мая, в Москве, в Государственном музее А. С. Пушкина состоится торжественная церемония вручения Новой Пушкинской премии, председателем совета которой он является. Эти события настолько тесно переплелись во времени и пространстве, что и разговор наш со знаменитым писателем постоянно перескакивал с одного на другое.
— Андрей Георгиевич, кто он, современный писатель?
— А вот об этом я вам ничего не скажу. Ну, допустим, это я. Если, конечно, я писатель, а не лентяй, который просто доживает свой век.
— Достоевский признавался, что ему гораздо интереснее обдумывать будущий роман, чем писать. А вас что больше увлекает: процесс создания текста или детальное обдумывание замысла?
— Я придумываю очень быстро, а вот исполнять — это, конечно, мука.
— «Года к суровой прозе клонят…» А вам в каком возрасте лучше писалось?
— Конечно, когда я был моложе и глупее. А сейчас все высохло, сока нет, желаний нет — это все сказывается на фактуре письма. Уж романов я точно писать не буду. Последний роман, который я написал, — «Преподаватель симметрии», больше романов от меня не дождетесь. Может быть, и повестей не будет, а может, еще одну напишу. А вот эссе еще
— Как идет работа над собранием сочинений?
— Медленно и уныло. Потому что никому оно не нужно...
— Это вы лукавите, конечно?
— Нет, не лукавлю, я считаюсь нерыночным писателем.
— Слыхал, что некоторые называют вас слишком интеллектуальным, слишком сложным писателем, но чтобы нерыночным?
— Просто литературу надо уметь подавать, а им лень ж: отрывать от стула! Я не сложный, наоборот, я слишком популярный. Популярный не в смысле известности, а в том смысле, что я пишу так, чтобы понял любой. Просто надо включать мозги при всяком чтении. Что, вы думаете, Толстого, Достоевского, Пушкина легко читать? Тоже нелегко. Теперь все уже довольствуются экранизациями.
— Собрание сочинений, которое вы готовите, будет полным?
— Нет, но просто так сложилось, что лишнего у меня написано мало, честно говоря. Слава богу, я достаточно ленив, чтобы писать лишнее, и собрание будет довольно плотным. Восемь томов, и к ним будет прикреплен девятый, который будет являться отчасти автобиографичным.
— В вашей литературной биографии особой место занимает Пушкин. И самый известный ваш роман называется «Пушкинский дом», и литературная премия носит имя нашего великого поэта...
— Да, Пушкин мне помогает жить. Один из лучших критиков Пушкина, с моей точки зрения, — Никита Сергеевич Хрущев, которому, пока его не скинули, было некогда читать. К тому же он очень боялся своей жены Нины Петровны и даже тайком от нее читал Солженицына, которого сам же и разрешил. Заодно он взял и прочитал Пушкина. И сказал гениальную фразу: «Не наш поэт,
— О гибели поэта до сих пор ходят легенды. Есть даже версия, что автором подметных писем, сделавших трагическую дуэль неизбежной, был сам Пушкин...
— Это все мне кажется пустым копанием, недостойным его памяти. Потому что он нам на это никаких полномочий не давал. Читайте его тексты. Попробуйте — это, кстати, не очень просто. Потому что
— Современная молодежь практически не читает серьезную литературу. Как вернуть интерес к книге?
—
— Андрей Георгиевич, вы создатель и вдохновитель Новой Пушкинской премии. Чем она отличается от всех остальных?
— Это глупо звучит, но она отличается именем Пушкина. И надо особенно отличиться, чтобы иметь право носить это имя. Есть такое отвратительное слово «формат». Не знаю, что оно означает, кроме рамки. У нас формат премии живой. У нас за честные денежки фонда Жукова вручается честная премия. Все премии так или иначе постепенно дрейфуют к попсовости, поскольку им нужно самих себя поднимать с помощью громких имен своих лауреатов. Мы же стараемся подниматься вместе с лауреатами. Поэтому даем премию людям, работы которых, на наш вкус, более сурового и достойного качества. И таким образом соблюдаем честь и Александра Сергеевича, и свою собственную.
— В этом году совет премии принял решение отметить специальным дипломом «За музейный подвиг» Геннадия Опарина — хранителя усадьбы Пирогово
— Вот это я прокомментирую. У меня был такой виртуальный проект: к столетию ухода Толстого создать памятник его последнему произведению, которое Лев Николаевич берег, любил и не публиковал при жизни, а именно
— Ежегодное вручение Новой Пушкинской премии, как правило, сопровождается литературными сенсациями: то публике представляют неизвестные ранее переводы Марины Цветаевой, то неопубликованное стихотворение Гавриила Державина. В этом году такой изюминкой будет исполнение музыкальной композиции «Краковяк» поэта Веневитинова, который, оказывается, был еще и композитором.
— Да, ведь тогда все были грамотные люди, в отличие от нас. Знали языки, умели музицировать, рисовать: Поэт Веневитинов музицировал, сочинял музыку, как и Грибоедов.
— В жизни поэта, чье имя носит премия, Москва занимала особое место. Как вам кажется,
—
— Вы тоже постоянно курсируете по маршруту Москва — Петербург, даже сами себя назвали чемпионом мира по этим поездкам...
— Безусловно. У меня и здесь есть дети и внуки, и там есть дети и внуки. Ну и, соответственно, мотаюсь между двумя столицами.
— Где вам комфортнее?
—
Андрей Битов, прозаик
Родился в Ленинграде в 1937 году.
Окончил Геологоразведочный институт в
До 1978 года вышло около 10 книг, но после выхода в США романа «Пушкинский дом» Битова перестали печатать на родине. Участвовал в работе нелегального издания «Метрополь». С