Сейчас турецкие и российские правоохранительные органы совместными усилиями выясняют причины ЧП с автобусом. В это время пострадавшие и их родные думают, на какие средства они будут восстанавливать здоровье после возвращения домой. Туристическая страховка покрывает только лечение на месте и доставку тел погибших. Добиться компенсации можно через суд от туроператора, который организовал поездку и которому принадлежал автобус. Но ее размер вряд ли будет больше 200–300 тысяч рублей, говорят юристы.
25 мая, около 5 утра, в пригороде Антальи в районе Аксу автобус с российскими туристами, направлявшимися из курортного города Аланья в туристический центр Памуккале, упал с
Поездка в Памуккале, как и путевка в Турцию целиком, была организована российским туроператором «Пегас Туристик». Гид и водитель автобуса, погибшие при аварии, являлись сотрудниками этой турфирмы, сообщили в компании «РОСНО», в которой были застрахованы туристы. Представители туркомпании вчера были недоступны для комментариев. Страховщик заявил, что готов выполнить все свои обязательства перед пострадавшими туристами, а именно: оплатить работу турецких врачей и доставку пострадавших и тел погибших на родину. Но не более того.
«Страхование выезжающих за рубеж не предусматривает выплат компенсаций непосредственно туристам или родственникам погибших», — сообщила «Труду» директор департамента страхования путешественников «РОСНО» Светлана Шваб. При этом страховой лимит по таким случаям традиционно составляет 15 тысяч долларов, то есть стоимость лечения и прочих услуг не должна превышать эту цифру.
Турфирма должна нести ответственность
«ДТП с россиянами на пути к Памуккале — первое за последние 15 лет», — рассказала «Труду» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Точные причины трагедии, по ее словам, пока неизвестны. Однако, согласно одной из версий, водитель уснул за рулем. Если это так, турфирма должна нести прямую ответственность, поскольку это ее сотрудник.
Впрочем, даже если выяснится, что причина катастрофы иная, по словам юристов, туроператор не освобождается от ответственности. «Экскурсия была организована силами „Пегас Туристик“, а не куплена на месте. Значит, пострадавшие и родственники погибших могут обращаться за компенсацией к туроператору, так как налицо некачественно предоставленная услуга», — пояснил «Труду» генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. По его словам, если автобус туроператора был арендован для организации экскурсий, то требовать компенсацию можно и с владельца автобуса. Однако в случае с «Пегас Туристик» речь, скорее всего, идет о собственном автобусе, а значит, разделить ответственность турфирма не сможет.
Но компенсация будет смешной
Туроператоры не стремятся добровольно выплачивать клиентам компенсации. И пострадавшим приходится взыскивать их через суд. «В России не предусмотрен фиксированный размер выплат в таких случаях, — говорит Мохов. — Обычно дело ограничивается 200, максимум 300 тысячами рублей. Семьям погибших можно рассчитывать на сумму до 1 млн. рублей».
В подобных случаях юристы советуют сначала отправить туроператору письменную претензию, которая составляется в свободной форме, и подготовить все документы, подтверждающие расходы на лечение после ЧП. Если же в течение 10 дней компания никак не отреагирует, можно обращаться в суд. Но, как отмечает Анна Гладун из юрфирмы «Визит», в России очень сложно добиться таких компенсаций, и суммы выплат не соответствуют реальным потерям. А значит, вопрос о том, кто и на какие средства будет ставить на ноги пятерых детей, оставшихся в результате аварии без родителей, остается открытым
Досье: если платят, то не наши
Февраль 2008 года
В Таиланде перевернулся автобус с 40 российскими туристами по дороге из Патайи в Бангкок. Погибли две женщины, ранения получили 29 пассажиров. Пострадавшие и семьи погибших не получили денежных компенсаций ни от туроператора, ни от тайского перевозчика.
Декабрь 2008 года
В Израиле
Те, кто не смог восстановиться, получили пожизненное право бесплатно лечиться у израильских врачей. Семьям погибших выплатили компенсации, сумма которых не разглашалась. При начислении учитывалось, сколько человек зарабатывал при жизни, были ли на его попечении дети или престарелые родители. Российские туроператоры материальной ответственности не понесли.
Фокус «Труда»: турецкие водители часто засыпают за рулем
«Рабочий день у водителей на туристических маршрутах в Турции ненормированный. Они едут на экскурсии и трансферы в аэропорт, потом назад. А в перерывах литрами пьют кофе и прочие бодрящие напитки. Спят при этом по один-два часа между заказами, часто прямо в автобусах, – рассказала «Труду» бывший сотрудник туристической фирмы в Турции. – Конечно, так выглядит не каждый день их работы. Кто-то работает посвободнее, кто-то в таком диком темпе. Это не первый случай, когда водитель засыпает за рулем. Просто когда нет жертв, об этом не говорят».
Цифры
- 90 долларов россияне заплатили за дорогу и экскурсию по Памуккале
- 41 человек ехал в автобусе из Аланьи на экскурсию в Памуккале
- 300 км должны были преодолеть путешественники от отеля до места экскурсии
- 1,5 часа туристы успели проехать до падения автобуса в реку Аксу, преодолев треть маршрута
Если платят, то не наши
Февраль 2008 года
В Таиланде перевернулся автобус с 40 российскими туристами по дороге из Патайи в Бангкок. Погибли две женщины, ранения получили 29 пассажиров. Пострадавшие и семьи погибших не получили денежных компенсаций ни от туроператора, ни от тайского перевозчика.
Декабрь 2008 года
В Израиле
Те, кто не смог восстановиться, получили пожизненное право бесплатно лечиться у израильских врачей. Семьям погибших выплатили компенсации, сумма которых не разглашалась. При начислении учитывалось, сколько человек зарабатывал при жизни, были ли на его попечении дети или престарелые родители. Российские туроператоры материальной ответственности не понесли.