Сегодня Министерство строительства представит правительству концепцию массовой жилой застройки. Планы впечатляют: сдать к 2018 году 25 млн кв. м так называемого социального жилья. Но на самом деле это новые хрущобы, притом что от старых до сих пор избавиться не можем.
По данным, уже имеющимся в Национальном объединении застройщиков, минимальная площадь предлагаемых социальных квартир составит 18 кв. м, включая четырехметровую кухню. О размерах санузла не сообщается. Зато цену на эти клетушки предполагается держать на уровне 30 тысяч рублей за «квадрат».
Такие корпуса в девять этажей с коридорной системой под названием «дома для молодоженов» уже массово строились в 70-е годы прошлого века в быстрорастущих промышленных центрах. К примеру, в Норильске их соорудили чуть ли не сотню. Жизнь в условиях дикой скученности превращалась в ад уже через два-три года после заселения. А спустя четверть века, когда выходил нормативный срок службы, городские власти не знали, что делать с полуразрушенными рассадниками тараканов и бомжей. Нам это надо?
Эксперты Минстроя уверяют: если назвать жилплощадь модным словом «квартира-студия», то такие квартиры «могут быть популярны в регионах, особенно в районах, которые удалены от крупных городов, где финансовые возможности населения невелики». То есть там, где дешевой земли навалом. И вместо того, чтобы нарезать участки, подвести дороги, электричество, воду и помочь в строительстве собственных домов, предложат платить дикие деньги (1 тысяча долларов за «квадрат») за «студию», которую и жильем-то назвать нельзя!
И все это убожество Минстрой называет выполнением программы «Жилье для российской семьи». Хочется спросить: готовы ли министерские начальники сами заселиться в такое жилье вместе со своими домочадцами?
Стандартное объяснение — низкая платежеспособность населения, которое, мол, не в состоянии купить себе приличное жилье. При этом чиновники даже не пробуют выяснить (или хорошо знают?), почему обычное, стандартное по европейским и азиатским понятиям жилье у нас можно купить лишь за бешеные деньги.
По официальным данным Ассоциации строителей России (АСР), в Москве средняя цена квадратного метра в обычных новостройках составляет 126,8 тысячи рублей при средней себестоимости того же метра в 71,3 тысячи рублей. В Санкт-Петербурге себестоимость строительства массового жилья составляет 58,5 тысячи рублей при средней цене предложения на первичном рынке в 90,8 тысячи рублей за «квадрат». В Московской области себестоимость строительства достигает 59,9 тысячи рублей за 1 кв. м, а продажная цена метра в новостройках — 76 тысяч рублей.
Сравним эти данные с солнечной Болгарией, которую в СССР называли 16-й советской республикой. Здесь средняя стоимость недвижимости составляет 453 евро за 1 кв. м. Самое дорогое жилье, разумеется, находится в Софии, где средняя цена «квадрата» составляет 730-750 евро — ну совсем как предлагаемое ныне к массовой застройке социальное жилье, где из-за экономии места вместо унитаза лучше ставить ночной горшок с ручкой изнутри. В Варне квартиры дешевле столичных — всего 714 евро за метр, в Бургасе — менее 600 евро. Но это нормальное жилье, европейского уровня комфорта и качества.
Не удивительно, что квартирами в Болгарии уже обзавелись 400 тысяч россиян, и ежемесячно наши люди заключают еще по 1,5 тысячи таких сделок. Это совсем не богачи, которым некуда деньги девать. Наоборот, люди совершают выгодную операцию: семьи, у которых нет возможностей отселить выросших детей в приличное жилье, приобретают более дешевые квартиры или дома в Болгарии для старшего поколения. А молодежь остается жить дома, в родительских квартирах.
На болгарской земле строительный бум. Каждый год страна заселяет квартиры и коттеджи общей площадью около 1,5 млн кв. м, из которых россияне покупают от 12 до 15%. Болгары не в накладе: себестоимость строительства держится на уровне 400-500 евро за метр, что позволяет иметь цены, приемлемые для покупателей, и самим оставаться с прибылью.
Аналогичная картина наблюдается на Дальнем Востоке. В Благовещенске все больше россиян, нуждающихся в жилье, переселяются на противоположный берег Амура, в китайский город Хэйхэ. Квадратный метр в новостройке здесь стоит 200 долларов. В новых домах в центре Хэйхэ и на набережной Амура с видом на Благовещенск расценки в полтора раза выше. Причем иностранцам, купившим в Хэйхэ жилье, местное правительство выдает вид на жительство, и с этого момента китайская виза им не нужна: на работу можно ездить на родину, а жить — на чужбине.
Содержать китайскую квартиру дешево. За отопление — 70 рублей за 1 кв. м, городской телефон и вывоз мусора — по 350 рублей в год. Холодная вода — 9 рублей за 1 тонну, безлимитный скоростной интернет — 2 тысячи рублей в год, электроэнергия — 1,5 рубля за 1 квт/ч.
Пенсионерам вообще благодать: продав «двушку» на российском берегу, они могут купить квартиру вдвое больше и дешевле. Ну и далее сносно жить на российскую пенсию — при низких китайских ценах. И тоска по родине не ощущается — вот она, за рекой...
В Приморье началось переселение россиян в Китай. Прежде всего из-за дешевизны жилья: цены разнятся как минимум вдвое. По разным оценкам, количество переселенцев с российской на китайскую сторону уже составляет 40-50 тысяч человек, и это лишь начало.
Впрочем, проблемы Дальнего Востока заключаются не только в дороговизне жилья. Отсюда бежит народ главным образом из-за нехватки высокооплачиваемой работы и отсутствия жизненных перспектив. Но почему в других, более привлекательных российских регионах жилищная проблема была, есть и остается одной из самых неподъемных? На каждого жителя России ежегодно вводится меньше половины квадратного метра в год — это в разы меньше, чем в развитых и развивающихся странах.
Почему дороговизна нашего квадратного метра вошла в поговорки, а правительство ищет выход в возврате к «хрущобам»? Не умеем строить качественно и недорого? Но в таких случаях отлично помогает такой стимул, как конкуренция. Те же китайцы не раз предлагали властям многих регионов построить любое количество жилья по смехотворной себестоимости — 250 долларов за квадратный метр, уже с отделкой. Это почти в четыре раза ниже стоимости квадратного метра, официально установленной Минрегионом в качестве ориентировочной.
Ассоциация строителей России выступала в поддержку таких предложений. Опыт в Китае потрясающий: в год там сооружается около 4 млрд кв. м жилья — в 70-80 раз больше, чем в России. Китайцы предлагают начать с малоэтажной застройки — домов коттеджного типа из сборных комплектов, процесс возведения занимает три-четыре недели. Но пока ни один (!) регион не согласился на этот вариант даже в качестве эксперимента.
Противники китайской экспансии говорят, что у заезжих строителей ничего не получится. «Процесс возведения жилья состоит не только из строительства, — говорят чиновники. — Львиную долю времени и средств занимают административные согласования, получение разрешительной документации, прохождение лицензирования и экспертиз еще на стадии проекта. Китайские дома нужно еще привезти на территорию РФ, нужно приобрести или взять в аренду землю под долгосрочное строительство и пройти административные процедуры...» То есть гостей просто задушат в объятиях.
Зато отечественная бюрократия готова горячо одобрить программу коррупционного строительства в стране новых «хрущоб» в объеме 25 млн кв. м и распределить их по социальной норме. То есть по 18 кв. м.
Для сравнения: на каждого жителя Германии нынче приходится 1,8 комнаты, или 40-45 кв. м. Примерно такой же уровень обеспеченности жильем в Швейцарии, Испании и Франции. В США на каждого жителя приходится в среднем 65 кв. м отапливаемой жилплощади.