То, что две солидные фирмы наконец-то нашли друг друга, - факт закономерный. "Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В прошлом году его самолетами перевезено 4 млн. 607 тысяч человек. Компания выполняет полеты в 70 стран, осуществляя рейсы в 139 городов, около сорока воздушных мостов связывают Москву с регионами России, СНГ и Балтии. А ЮКОС - крупнейший в стране производитель нефтепродуктов. Более половины добытой ею нефти (25,5 миллиона тонн) перерабатывается на четырех собственных заводах. Что же касается авиационного топлива, то нефтяная компания контролирует около 17 процентов общероссийских поставок. В Московском регионе, на который приходится более трети потребления керосина в стране, этот показатель еще выше: 22 процента.
ЮКОС и "Аэрофлот" намерены совместно участвовать в создании топливозаправочных комплексов (ТЗК) в регионах, представляющих взаимный интерес. В этом заинтересованы обе стороны, но, наверное, особенно "Аэрофлот". Дело в том, что существующее ныне положение существенно ограничивает развитие внутренних авиаперевозок. И это в Сибири и на Дальнем Востоке, где авиация является основным видом транспорта. Дело в том, что в последние несколько лет сложилась довольно странная схема поставок авиатоплива. Владельцами ТЗК являются посредники, не имеющие никакого отношения ни к производству топлива, ни к авиабизнесу. Монополизируя поставки в один конкретный аэропорт, они завышают стоимость авиационного топлива на 50-80 процентов по сравнению с ценами оптовых поставок. В конечном счете, за такой "бизнес" расплачиваются пассажиры, так как цена керосина составляет от 40 до 70 процентов стоимости авиабилета. Теперь можно надеяться, что цены на билеты станут более разумными.
Кроме того, посредники не гарантируют ритмичность поставок, что уже не раз приводило к столпотворениям в крупнейших авиапортах России. Но и это не все. Некоторые умельцы в погоне за сверхприбылью покупают на заводе не готовое топливо, а полуфабрикат и самостоятельно готовят "бленд", который в дальнейшем заливается в самолеты как авиатопливо. Это уже влияет на безопасность полетов.
Если в европейской части в последние два года прямые поставки топлива непосредственно от производителей стали нормальной практикой, то за Уралом ситуация намного хуже: нефтеперерабатывающих заводов там мало, да и те, что есть, нередко работают с перебоями. Поэтому ЮКОС, который имеет в Сибири не только один из самых современных в России Ачинский НПЗ, но и хорошо отлаженную инфраструктуру поставок готовой продукции, стал фактически эксклюзивным поставщиком крупнейшей авиакомпании в Сибири и на Дальнем Востоке.
Таковы основные причины, которые подвигли "Аэрофлот" и других авиаперевозчиков на прямые поставки авиатоплива непосредственно от производителей, то есть крупных нефтяных компаний. ЮКОС гарантирует высокое качество керосина - компания является основным поставщиком топлива для военной авиации, предъявляющей к нему повышенные требования. В ближайшие недели НК завершит сертификацию производимого топлива по международному стандарту (JetA1), отвечающему высоким требованиям в области охраны окружающей среды. Пока же самолеты летают за пределы России на обычном топливе. Зарубежные партнеры смотрят на это сквозь пальцы, но, похоже, их терпение не безгранично.
"Мы рассматриваем соглашение как хорошую возможность укрепить лидирующее положение компании в области обеспечения авиационным топливом российских авиакомпаний", - заявил председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский.
Учитывая, что в прошлом году подписано аналогичное соглашение с одним из крупнейших авиаперевозчиков Сибири авиакомпанией "Красэйр", ЮКОС становится основным поставщиком авиационного топлива. "Майку лидера" они не собираются уступать. По словам президента ЮКОСа по переработке и сбыту Николая Бычкова, после реконструкции всех своих четырех НПЗ компания расширит к 2010 году долю продаж авиационного топлива с 17 до 25 процентов. Понятное дело, реконструкция стоит денег. Чтобы принять осмысленное решение, и необходимы подобные долгосрочные контракты.
Подписанное соглашение не ограничивает сотрудничество простой формой купли-продажи. "Аэрофлот" предоставит ЮКОСу в полном объеме весь комплекс услуг, связанных с бронированием, оформлением и доставкой билетов, выполнением перевозок на своих регулярных рейсах по международным и внутренним направлениям для пассажиров, оформляемых по линии НК ЮКОС. По сути, речь идет о скидках, а это немалый резерв. На многие промыслы бригады вахтовиков доставляются только авиацией. Кроме того, рабочие и инженеры НК имеют возможность раз в два года слетать за счет компании "на юга". Таким образом, речь идет о многих тысячах авиабилетов в год.
"Совместное использование производственного потенциала крупнейших российских компаний, их трудовых и финансовых ресурсов, - сказал генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов, - будет способствовать устойчивому экономическому развитию двух структур". Он также уверен, что нынешней весной наконец-то наступит "высокий" сезон для "Аэрофлота" и поэтому нужно заблаговременно подготовить к нему всю договорную базу. "Для нас вопрос обеспечения керосином является одним из ключевых как с точки зрения себестоимости, так и по надежности поставок", - сказал он на подписании соглашения.