-Как у тебя с экзаменами? Преподаватели снисхождение делают?
-Нет, все как обычно. С экзаменами у меня никогда проблем не было.
-Про тебя рассказывают, что ты с пеленок интересуешься энциклопедиями, чуть ли не на горшке сидела с БСЭ. Ты действительно ее читала с детства?
-Правда. Это была самая большая книжка в доме. Там картинки красивые, мама с папой мне по ней показывали зверюшек.
-Слушай, а почему ты вдруг решила участвовать в конкурсе? Решиться на такое страшно.
-А почему страшно? Человек тут ничего не проигрывает. Нужно просто собраться с мыслями. Я, в общем-то, часто в таких аферах участвовала, например, писала в телепрограмму "Умники и умницы". И в МГИМО из Самары попала как победитель этой передачи.
- Сложно было выйти победителем в конкурсе, в котором, говорят, было шесть тысяч участников?
- Я отправила работу и забыла на время об этом. Когда узнала, что в финале, то скакала до потолка. В институте у меня специализация по Южно-Африканской Республике, и за мой "Словарь ветров" среди других членов жюри голосовал представитель ЮАР - такое маленькое совпадение.
- А что ты будешь делать с теми пятьюдесятью тысячами марок, которые ты получила в Веймаре?
- Квартиру куплю!
- Что ты любишь читать?
- Я люблю читать сказки, потому что на них лучше всего голова отдыхает. Но у меня не хватает времени читать то, что хочется. Список того, что я должна прочесть по институтской программе, довольно большой.
- Как отнеслась к победе твоя группа?
- Они уже все устали слышать поздравления в мой адрес. Каждый преподаватель заходит и первым делом интересуется: "А вы поздравили Иветту?" Они уже даже нервничают немного.
- Завидуют?
- Конечно, есть завистники. Они не очень поняли, что произошло. Я всегда была в группе как бы в стороне. Они все из довольно привилегированных семей. Возможно, то, что я не стремилась войти в их среду, меня и спасло, поскольку, когда стремишься закорешиться, происходит реакция отторжения. На меня всегда смотрели с недоумением: "Непонятно, откуда она взялась".
- Ты веришь в судьбу?
- Сложный вопрос. Человек, когда на него отвечает, всегда себе противоречит. Ему хочется что-то сделать самому, а вплетается случай. Моя подруга сказала одну вещь: "События твоей жизни похожи на сюжет какой-нибудь книги". Она жутко разозлилась на одну серьезную газету, где из меня сделали этакую Золушку. Когда я мечтаю, начинаю что-то придумывать, то события начинают развиваться в этом русле, но еще более изощренным образом.
- А как сказочный принц, появился уже на горизонте?
- Я еще никогда не влюблялась и очень паникую по этому поводу. Да что ж такое! Какие же у меня требования! Видимо, такие же, как и к себе, поэтому и проблемы. Для меня самое главное, чтобы он был самостоятельным; парни же нашего института к самостоятельным не относятся. В этом отношении очень четкая разница между теми, кто живет в общежитии, кто более или менее сам поступал, и москвичами. Здесь, в общаге, люди и работают, и учатся.
- Ты работаешь?
- Я давала частные уроки английского, но сейчас больше этим не занимаюсь. Еще я работаю в Институте Африки Академии наук, сейчас у меня там отпуск.
- А как же предложенная докторантура в Германии, почему ты туда не поехала?
- Я считаю, что все-таки лучше доучиться здесь. Думаю, что немецкое образование оно так себе...
- Отдохнуть хочется?
- Очень-очень. Я думала на Новый год дома, в Самаре отдохнуть...
- Но там-то тебе, наверное, вообще проходу не давали! Там ты национальный герой.
- В том-то и дело, что нет. Журналисты, естественно, бегают; они мало что поняли. И главный у них вопрос был: "Как вы относитесь к тому, что администрация Самарской области никак не отреагировала на вашу победу?". Да мне вообще не до того, как отреагировала администрация. У них, видимо, какие-то свои счеты, и они с помощью меня хотят их свести.
- Да уж, журналисты тебя достали. И мы тоже, можно сказать, "пасли" тебя у комнаты: начальник курса ни в какую не хотел давать твой адрес. Кстати, можно тебя сфотографировать, желательно на каком-нибудь веселеньком фоне?
- Хорошо, что на веселеньком. А то когда приезжал фотограф из ТАСС, он меня завалил книжками в библиотеке. Я ему говорю: "Может, хватит?", а он мне в ответ: "Когда я еще раз сюда приеду? Когда я еще в библиотеку попаду?" Меня еще все спрашивают, что кардинально изменилось в моей жизни? Да ничего не изменилось. Потом был еще дебильный вопрос на съемках "Взгляда" (он не вошел в программу): "Вы осознали собственное величие?" Мне так и хотелось сказать: "Да, давно. В 16 лет". Круче всего было в Самаре. Ко мне пришел журналист и говорит: "А вы не боитесь, что это ваша последняя победа?"
- Приятно такие конкурсы выигрывать?
- Конечно, здорово. У меня такая национальная гордость проснулась, особенно когда я узнала, что американцы заняли второе место. Вот если бы третье, то было бы уже не то. И все было действительно честно: в десятке победителей даже не оказалось ни одного немца, хотя они все и организовывали.
Так что все действительно было похоже на сказку. Но на роль Золушки я не подхожу. У нее был принц.