Музыкальный фестиваль «Площадь искусств» завершается в Петербурге. В уходящем году он собрал целую плеяду знаменитых исполнителей из разных стран мира. Среди них – дирижер и пианист сэр Андраш Шифф (Великобритания), российский альтист, руководитель ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет, виолончелист из США Златомир Фанг – первый из американских представителей этой специальности и самый молодой в истории конкурса им. Чайковского, получивший на нем первую премию. Одними из самых заметных стали выпускники Московского Центра оперного пения Галины Вишневской, успевшие за короткий срок покорить сердца отечественных и зарубежных меломанов.
2021-й – это год 95-летия Галины Павловны Вишневской, примы Большого театра, с успехом выступавшей практически на всех знаменитых сценах мира. В честь неё и в память о ней на «Площади искусств-2021» представили программу-посвящение «Женский голос, как ветер, несется…». Названием стала строка Анны Ахматовой из стихотворения, написанного под впечатлением от пения Галины Павловны. Участники – выпускники оперного центра, ныне артисты ведущих театров России и Западной Европы. В программе, собравшей аншлаг в Большом зале филармонии, прозвучали арии и ансамбли из опер Россини, Верди, Чайковского, Пуччини, Массне, Масканьи, Чилеа, Прокофьева, оперетт Легара и Бернстайна – те, которые очень любила сама Вишневская.
Как признались корреспонденту «Труда» исполнители, приглашение на фестивальный оперный гала стало для них настоящим новогодним подарком, хотя и пришлось перестраивать из-за этого свои творческие графики.
Солист Гамбургской оперы лирический баритон Алексей Богданчиков, например, прилетел из Германии всего на один день – специально на концерт в честь своей великой наставницы.
– С Галиной Павловной я работал два года, – сказал он корреспонденту «Труда», – преимущественно над оперными партиями и русским романсом. При этом ещё и учился в Московской консерватории. Первое время не всегда успевал на занятия в ее Центр. Узнав об этом, Вишневская предложила коллеге перевести меня к ней: «У меня пропускать уроки не будет!». Не делала мне поблажек, наоборот, требовала, чтобы успевал и приходил на занятия подготовленным. Сама была очень пунктуальна…
Для Ирины Моревой, солистки Московской Новой оперы, школа Вишневской стала настоящим прорывом. И как для певицы, и с чисто человеческой точки зрения.
– Она была очень организованная. Одевалась со вкусом, всегда с иголочки. Прическа – идеальная. Настроение, можно сказать, боевое. Могла отчитать за какую-то погрешность, но делала это корректно, не обижая. Даже когда уже плохо себя чувствовала, вида не показывала. Говорила: пришла работать, значит будем работать! Женственная и очень ранимая – такой она мне запомнилась.
– Вы стали одной из последних ее учениц. Удалось разгадать загадку её удивительного голоса с обширным диапазоном?
– Да, магический был голос! Особенно сильное впечатление производил, когда Галина Павловна исполняла произведения Баха. Попадал прямо в сердце слушателей. Так что разгадка, я думаю, простая: ее дар был от Бога. Она говорила, что у неё природная постановка голоса.
– Вам есть к чему стремиться – планка педагогом задана высокая!
– Да, цель есть, но до высот Вишневской подняться, думаю, невозможно. Уже хотя бы потому, что я и мои ровесники, более молодое поколение оперных певцов, лишены сейчас такого общения, какое было у неё. Она дружила, например, с композитором Шостаковичем, который писал специально для нее, с учетом ее индивидуальности. Общалась с великими режиссерами из разных стран. Это обогащало. Наполняло разум и душу. Она много рассказывала об этом.
– Ваша любимая сольная партия?
– Как и у Галины Павловны – Тоска из одноименной оперы Пуччини. Когда я работала над ее знаменитой арией с Вишневской, то волей-неволей начинала Галине Павловне подражать. Она меня останавливала. Говорила: никогда никому не подражай, всегда нужно быть самой собой, привносить в исполнение свою индивидуальность. Иначе большой артисткой не стать.