Этот вопрос мучит многих: все ли сделано, как утверждают военные, чтобы вызволить из пучины российских парней с подводного атомного крейсера К-141 "Курск"?
Вот мнение водолаза-глубоководника Юрия Фильченкова. Он когда-то работал в компании "Арктикморнефтегазразведка", которая имела лет пять - десять назад мощную спасательную службу на Севере. Водолазы "Нефтегазразведки" могли опускаться на глубину до 300 метров и работать там. Юрий разочарован:
- Военные моряки не имеют такого снаряжения, чтобы обеспечить работу водолазов глубже 60 метров. Этим все сказано.
Но раз у Северного флота нет водолазов-глубоководников, то, может, там надеялись на помощь гражданских спецов? Например, из той же структуры, в которой работал Фильченков? Разговариваю с помощником директора этой компании Олегом Корняковым.
- Есть ли у вас суда, способные нести на себе оборудование, которое бы обеспечило работу водолазов на глубине затонувшего "Курска"?
- Есть. Это известное в прошлом спасательное судно "Пионер". Однако оно работает по контракту с одной зарубежной фирмой далеко отсюда...
- А где же глубоководные водолазы, которыми ваша компания гордилась раньше? Ведь в свое время они помогали американцам поднимать со дна остатки погибшего "Боинга"?
- Уволились.
Потом я выяснил, что некоторые высококвалифицированные водолазы, которые имелись и в других государственных организациях, работающих в море, уехали на заработки в ту самую Норвегию. Говорят, будто кто-то из наших даже работает инструктором норвежских водолазов.
Обращаюсь в несколько фирм, где, по моим предположениям, могут быть специалисты и техника нужного профиля. Вот названия некоторых из них: ЗАО "Мурманскрыбфлот", ЗАО "Арктикфлот", "Севрыбхолодфлот", ООО "Трансатлантик", ООО "Севертраст", Северная рыболовная компания... Выясняется, что во время спешной приватизации новые хозяева повсеместно ликвидировали прежде всего вспомогательные службы, в том числе и спасательные. Спрашивал у некоторых бизнесменов: почему? Ответы: дорого содержать спасателей...
Наконец узнаю, что в государственной компании "Севрыбпромразведка" имеются два судна, которые якобы оснащены оборудованием для работы водолазов на больших глубинах. Заместитель управляющего компании Александр Санин разочаровал:
- Были, но сейчас их нет. Я сам одно время плавал на подводной лодке и представляю, что испытали ребята на "Курске". Может, эта трагедия встряхнет наше руководство сверху донизу, может, чиновники наконец поймут, что главное-то богатство у нас - люди? Не хотел бы обвинять, но смотрите - у нас в Мурманске в последнее время прошло несколько громких судебных процессов. Уголовные дела возбуждались и против некоторых военачальников Северного флота: воровство. Конечно, средств на флот государством отпускается мало, но казнокрады еще и уменьшают это количество... Обидно.