Выход из кризиса в России, судя по потребительским настроениям, идет медленно. Согласно исследованиям, соотечественники начинают хотеть тратить деньги, тогда как раньше хотели лишь иметь сбережения.
Исходя из исследования
Что же касается крупных, так называемых семейных покупок, то желание потратить на них свои сбережения появляется все у большего количества россиян. Связано это, в частности, и с тем, что сбережения стали не такими привлекательными, как были в 2009 и 2010 годах — финансовые условия для накопления ухудшились. Это касается как валютных курсов, на которых многие играли последние два года, так и процентных ставок по вкладам, которые с началом кризиса резко подскочили и сейчас логично упали до докризисного уровня вслед за тем, как банки вышли из дефицита оборотных средств.
«Поэтому, несмотря на отсутствие глобальных положительных факторов, стимулирующих потребительскую активность населения, в ближайшие месяцы можно ожидать некоторого роста потребительских настроений и желаний делать покупки», — отмечает в своем докладе руководитель отдела изучения уровня жизни
Цена — главный фактор
Вне зависимости от того, что ждет россиянина, крупная покупка или простой поход в супермаркет за продуктами, определяющим фактором при покупке до сих пор является цена. Согласно исследованию L’Observatoire Cetelem, «российские потребители
При этом динамика цен на основные продукты в глазах россиян далеко не самая лучшая.
На что готовы тратить деньги
В отличие от кризисного периода, россияне стали готовы тратить деньги на путешествия и отдых. Новым этапом в потребительских пристрастиях исследователи L’Observatoire Cetelem считают желание тратить деньги на бытовые приборы, ремонт, мебель и недвижимость.
Последние три пункта неразрывно связаны все с теми же накоплениями россиян: те, кто смог заработать на валютных играх и ставках банков за предыдущие два года, начали активно улучшать свои жилищные условия. Причем возросла доля покупок даже элитного жилья: согласно данным Penny Lane Realty, доля выдаваемых ипотечных кредитов на элитную «первичку» увеличилась на 5%. Аналитики связывают это с тем, что покупатели предпочитают приобретать квартиры сейчас, а не дожидаться, к примеру, увеличения процентных ставок.