Стране надоело быть бедной

Россияне все еще копят деньги, но уже задумываются о крупных покупках

Выход из кризиса в России, судя по потребительским настроениям, идет медленно. Согласно исследованиям, соотечественники начинают хотеть тратить деньги, тогда как раньше хотели лишь иметь сбережения.

Исходя из исследования Левада-Центра, потребительские настроения россиян в мае несколько улучшились. Но все же, судя по динамике, соотечественники не спешат в магазины за покупками, настороженно оценивая ситуацию.

Что же касается крупных, так называемых семейных покупок, то желание потратить на них свои сбережения появляется все у большего количества россиян. Связано это, в частности, и с тем, что сбережения стали не такими привлекательными, как были в 2009 и 2010 годах — финансовые условия для накопления ухудшились. Это касается как валютных курсов, на которых многие играли последние два года, так и процентных ставок по вкладам, которые с началом кризиса резко подскочили и сейчас логично упали до докризисного уровня вслед за тем, как банки вышли из дефицита оборотных средств.

«Поэтому, несмотря на отсутствие глобальных положительных факторов, стимулирующих потребительскую активность населения, в ближайшие месяцы можно ожидать некоторого роста потребительских настроений и желаний делать покупки», — отмечает в своем докладе руководитель отдела изучения уровня жизни Левада-Центра Марина Красильникова.

Цена — главный фактор

Вне зависимости от того, что ждет россиянина, крупная покупка или простой поход в супермаркет за продуктами, определяющим фактором при покупке до сих пор является цена. Согласно исследованию L’Observatoire Cetelem, «российские потребители по-прежнему во главе „гонки сбережений“ (58% респондентов заявили, что в ближайший год собираются увеличить свои сбережения); как следствие, при совершении покупки один из двух российских потребителей сравнивает цены».

При этом динамика цен на основные продукты в глазах россиян далеко не самая лучшая. По-прежнему около 85% соотечественников, по результатам исследования фонда «Общественное мнение», считают, что цены на основные продукты и услуги выросли, и 80% уверены, что они будут расти и дальше. В последнее время лидерами по удорожанию стали мясо и птица, что может быть связано с последним запретом на ввоз мяса из 14 стран Европы, а также бензин.

На что готовы тратить деньги

В отличие от кризисного периода, россияне стали готовы тратить деньги на путешествия и отдых. Новым этапом в потребительских пристрастиях исследователи L’Observatoire Cetelem считают желание тратить деньги на бытовые приборы, ремонт, мебель и недвижимость.

Последние три пункта неразрывно связаны все с теми же накоплениями россиян: те, кто смог заработать на валютных играх и ставках банков за предыдущие два года, начали активно улучшать свои жилищные условия. Причем возросла доля покупок даже элитного жилья: согласно данным Penny Lane Realty, доля выдаваемых ипотечных кредитов на элитную «первичку» увеличилась на 5%. Аналитики связывают это с тем, что покупатели предпочитают приобретать квартиры сейчас, а не дожидаться, к примеру, увеличения процентных ставок.