- Москва - мегаполис, спланированный по кольцевой системе. Магистрали возникали на месте крепостных стен и существуют в городе как дань прошлому. Сейчас возведится третье кольцо. Решили поддержать средневековый принцип градостроительства?
- Старинные русские города застраивались по одной схеме: сначала Кремль, потом "подол" (в Москве - Китай-город). Вслед за этим столица была прочерчена сначала Бульварным, потом Садовым кольцом. Но и в Европе многие крупные города - Париж, Амстердам, Мюнхен - построены по кольцевой системе. Проблема пробок, смею вас заверить, там тоже актуальна.
По генеральному плану 1971 года в столице предполагалось строительство четырех хордовых магистралей, обходивших центральную часть города. К счастью, идея эта не осуществилась. Хватит с нас Нового Арбата. Город - это живой организм. При прокладке хорд мы бы в 36 местах вошли в конфликт с природным комплексом, и с историческим наследием, и с жителями - разрезали бы архитектурный комплекс Коломенского, территорию заповедного Лосиного острова, пострадали бы Тимирязевский и Филевский парки.
Мы разработали другой генеральный план. В отличие от предшественников, которые выполняли политический заказ, сначала создавая первую в мире столицу рабочих и крестьян (Генплан 1935 года), потом "образцовый коммунистический город" (1971 год), мы идей "текущего момента" не выдвигали. Исходили из того, что главным в деятельности архитектора-градостроителя должен стать принцип - не навреди. Сносить храмы, чтобы на этом месте построить нечто соответствующее духу "эпохи рыночных отношений", мы не собирались. Наша задача - максимально эффективно использовать потенциал московской планировки.
В результате появилась идея третьего кольца. В чем суть? Это 54-километровая трасса вдоль малого кольца железной дороги - "сердца" срединной зоны города. Эта бывшая промышленная окраина Москвы - основной внутренний ресурс городского развития. На всем протяжении мы нигде не входим в конфликт с памятниками истории и архитектуры, не уничтожаем территории природного комплекса. Да, данное кольцо не решит всех транспортных проблем. Но по крайней мере на 20-30 процентов мы снизим нагрузку на центр
- А может, вместо того чтобы строить новые дороги, стоит "переориентировать" транспортные потоки? Ведь они устремляются в центр, потому что там строятся все новые и новые объекты...
- Создание новых привлекательных районов вне исторического центра - другая сторона задачи, которую решает третье кольцо. Кроме того, год назад вышло распоряжение правительства Москвы об ограничении строительства в центре офисов и объектов торговли. Но если говорить про инженерию центра, то тут возникает другая проблема. В районе Сретенки функционирует деревянная канализация. Представляете, в каком она состоянии и сколько стоков уходит в грунт?
- А на реконструкцию, как водится, нет денег?
- Увы. После дефолта появились проблемы с реализацией нескольких крупных проектов, в том числе и реконструкции Сретенки. Но обвал финансового рынка решил и немало проблем. Очень тяжело было сдерживать напор финансовых структур, которые рвались в центр города. Теперь с проектами возведения небоскребов нас больше не одолевают.
- А где жить людям - в центре, на окраинах?
- Москва ежегодно строит жилья больше, чем любой город России. Одна из основных программ - реконструкция пятиэтажек и замена ветхого фонда. Что же касается центра, то я вам могу привести сотни примеров, когда очередники, получив в центре квартиры, их продали.
Я уже не говорю о том, что надо очень любить центр города, чтобы жить в этом угаре от выхлопных газов. Кстати, 60 процентов жителей, дома которых идут на снос, сегодня предпочитают новые районы.
- В западных странах значительная часть населения живет за городом в собственных домах. Кстати, почему вы не строите коттеджи?
- Стоимость заселения одной семьи, ее затраты на эксплуатацию квартиры в многоэтажном доме значительно ниже. Не говоря уж о несопоставимой стоимости земли, необходимой для многоэтажной и коттеджной застройки. Плюс серьезные проблемы с обслуживанием и инженерией. Куда мусор девать? Вокруг Москвы стоят непроданные коттеджи - это следствие низкого профессионального уровня застройщиков.
- Несколько лет назад Юрий Лужков дал задание изучить опыт строительства каркасных домов. Дома без несущих стен - перспективное направление?
- Мы проектируем дома из монолита. Они позволяют иметь свободную планировку, избавиться от клетушек, на которые обрекал трехметровый шаг наших панелей. Можно, скажем, легко объединить две квартиры. Пока таких домов строится мало. Предпочтение отдается крупнопанельным, где, к слову, мы перешли на семиметровый шаг.
- Но вот в турецкой Анталье каркасные дома растут как грибы...
- Если бы были деньги, чтобы переоборудовать стройкомбинаты, мы бы с удовольствием занялись строительством таких домов. Это вопрос инвестиций.
- Мы снова возвращаемся к теме экономической независимости генплана.
- Под словом "независимость" я имел в виду свободное проектирование. Если кому-то даже захочется построить высотку, то в этом плане намечены места, где их можно ставить. А что в пределах исторической части города их не будет - это однозначно.
Раньше архитекторы, разрабатывая генплан реконструкции, с гордостью объявляли, что столицу скоро будет не узнать. Я с таким же чувством сегодня заверяю - через 20 лет Москву будет легко узнать. Она сохранит все лучшее, что оставили нам предыдущие поколения. А вот жилье москвичей станет просторней, жить будет удобней и приятней.