"Мне не совсем удобно приезжать к девяти утра. Можем ли мы пересмотреть график моего прихода и ухода при условии, что качество моей работы не ухудшится?" - 9,2*
Александр Сивогривов
Независимый HR-специалист:
- Это конструктивный и очень правильный подход к решению рабочих трудностей. Если обстоятельства действительно заставляют вас нарушать установленные в компании порядки, вы вполне можете предложить начальнику пересмотреть некоторые правила. Конечно, при этом важно, чтобы вы были твердо уверены, что на самом деле справитесь с поставленными задачами. Кроме того, этот вариант ответа актуален только для тех сотрудников, в обязанности которых не входит прямая работа с клиентами. Им все равно придется ломать свои привычки в угоду бизнесу.
"Извините, я постараюсь исправиться" - 6,8
Ирина Бугаенко
Генеральный директор ООО "Велес Персонал":
- Такая фраза показывает, что человек не воспринимает свою привычку как нечто само собой разумеющееся и понимает, что поступает неправильно. У адекватного начальника это найдет понимание. А чтобы конфликт был исчерпан, нужно действительно предпринять что-то, чтобы исправиться. Например, перевести собственные часы или будильник на полчаса вперед, чтобы точно выходить заранее.
"Я опоздал всего лишь второй раз" - 5,7
Андрей Сидельников
Управляющий партнер компании "HR-Эксперт":
- Отвечая так вы почти наверняка лукавите: если бы опоздание действительно было только вторым, то шеф не обратил бы на него внимания. Будьте готовы к тому, что он уличит вас во лжи и тогда начнутся проблемы. Если начальник не перейдет в наступление, то при таком ответе у вас есть шанс выйти сухим из воды. Важно, чтобы интонация была нейтральная - она смягчит негативное отношение к вам руководителя. Если вы добавите, что постараетесь не допустить больше такого, думаю, дальнейших вопросов у начальника к вам не будет.
Вера Елисеева
Независимый HR-специалист:
- Человек сразу вступает в дискуссию, пытается спорить с шефом. Это не способствует взаимопониманию и улаживанию назревающего конфликта, поэтому будьте осторожны и хорошо подумайте, прежде чем произнести такую фразу.
"Во всем виноваты пробки" - 4,6
Надежда Кузьмина
Психолог-консультант компании "Психологический навигатор":
- Эти слова выдают инфантильного человека. Такой подчиненный не в состоянии брать на себя ответственность за собственные проступки, поэтому и пытается переключить внимание шефа на внешние факторы. Однако вряд ли он добьется этим положительных результатов. Если ты знаешь, что на дорогах пробки, выезжай раньше или добирайся на метро. К работе это отношения не имеет.
Андрей Сидельников:
- Возможно, на первый раз такой ответ и пройдет, но не более. Мы же все понимаем, что пробки по утрам в ближайшее время никуда не денутся, но это не отменяет необходимость появляться на работе в назначенное время. Как разовая отговорка такой ответ приемлем, но не более того.
"Потому что вынужден регулярно задерживаться допоздна" - 4,4
Вера Елисеева:
- Возможно, конечно, это и правда. Но аргумент довольно слабый, если не было предварительной договоренности с начальником. Если вы вынуждены задерживаться на работе и это мешает приезжать вовремя на следующий день, нужно сразу обговаривать это с шефом. Никто не мешает вам подойти со словами: "Я регулярно сижу в офисе до восьми вечера, потому что перегружен работой. Могу ли я приехать утром чуть позже?"
Александр Сивогривов
- Это начало диалога с руководителем. Но говорить так стоит только в том случае, если ваша совесть чиста и днем вы действительно плодотворно работаете. Потому что шеф может взять себе на заметку и посмотреть, чем же так занят в течение рабочего дня его сотрудник, что ему приходится засиживаться в офисе до ночи.
"Потому что все так делают" - 2,7
Андрей Сидельников:
- После таких слов начальник наверняка станет выяснять, кто именно имеется в виду под словом "все". Тогда вы окажетесь в двойственном положении: придется оговаривать коллег, называя поименно опаздывающих, что очков вам точно не добавит. С другой стороны, если ответите что-то невнятное и неконкретное, тоже потерпите поражение. Показывать на других, когда упрекают конкретно вас, - это совершенно неконструктивная позиция.
"Не вижу смысла приходить вовремя, потому что вы не загружаете меня работой" - 1,7
Надежда Кузьмина:
- В ответе содержится следующий посыл: "Вы плохой босс, который не в состоянии правильно организовать работу подчиненных, а мне плевать на работу, и я буду делать что хочу". На месте руководителя я бы уволила такого сотрудника без раздумий.
*Средний балл, складывающийся из оценок всех экспертов