В небольших организациях, как правило, царит полусемейная атмосфера, там главное - добиться желаемого результата. Там не устраивают пять совещаний в день, поскольку маленьким коллективом можно легко управлять и без этого.
В крупных компаниях для эффективного руководства людьми часто используют целый ряд корпоративных правил. Может показаться, что больше внимания уделяется рабочему процессу, а не конечному результату.
1. Подстройтесь под общий стиль
Присмотритесь к тому, как ведут себя в пределах офиса ваши новые коллеги. Обратите внимание, к кому обращаются по имени-отчеству, а к кому - только по имени.
Из наблюдений можно легко понять, как в компании принято здороваться друг с другом, насколько уместно вести разговоры на нерабочие темы, правильно ли вас поймут, если начнете шутить. Если вы привыкли громко выражать свои эмоции, придется изменить манеру поведения. Говорите тише и постарайтесь не проявлять никаких чувств.
2. Больше пишите, меньше говорите
Одна из самых больших проблем для новичка в корпорации - это правила ведения внутренней деловой переписки. В маленьких компаниях письма друг другу пишут как бог на душу положит, а на новом месте от вас будут требовать составлять электронную корреспонденцию по определенной форме. Здесь не стоит полагаться на собственную догадливость. Чтобы не попасть впросак, лучше обратиться за помощью к сотруднику HR-департамента либо к коллеге, с которым уже успели сблизиться.
3. Привыкайте быть винтиком,
Начало и конец дня по времени строго фиксируются, на обед (и иногда на перекуры) выделено конкретное время. Помните: нарушение распорядка дня не сулит вам ничего хорошего. "Военный режим" может сначала показаться чьей-то блажью, единственный смысл которой - попортить кровь сотрудникам компании. Однако это не так: крупная корпорация - это как большой механизм, который будет функционировать только тогда, когда все его гайки и винтики туго завинчены. Поэтому для нормальной работы необходима жесткая дисциплина.
4. Учитесь отключаться от шума,
Самый распространенный вариант планировки офисного помещения при большом количестве персонала - открытое пространство, разделенное перегородками. Это значит, что выбрать рабочее место себе по душе не получится - придется довольствоваться тем, что достанется. Первые несколько дней будете испытывать дискомфорт от ощущения, что находитесь в большом муравейнике. Но не спешите отчаиваться. К примеру, будет проще наладить контакты с сослуживцами.
5. Бывает и хуже
Пусть вас не пугает тот факт, что отдел собирается на совещание несколько раз в день. Постоянный контроль шефа вызван не недоверием к вам, а желанием быть в курсе всех событий.
Переход из маленькой компании в большую фирму - серьезное испытание. Но пусть вас утешит хотя бы то, что тем, кто идет обратной дорогой, приходится еще тяжелее. О трудностях перехода из крупной компании в небольшую фирму читайте в завтрашнем номере "Труда".
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Вера Елисеева, независимый HR-консультант, Сергей Дубов, бизнес-тренер компании "Бизнес-класс"