Уже неделю продолжается скандал в российском хоккее — команда молодежной лиги «Белые тигры» из Оренбурга устанавливает один антирекорд за другим. В матче с «Ак Барсом», протестуя против судейства, она попросту перестала играть, и «барсы» забили четыре гола за 44 секунды. Открыли ворота оренбуржцы и в следующей игре с «Чайкой»: пять пропущенных шайб за пять минут, общий счет матча — 3:13. Небанальный случай дошел до высоких кабинетов: в понедельник было объявлено, что за свой демарш «Белые тигры» получат серьезный штраф и дисквалификацию директора команды до конца сезона. «Труд» вспомнил, когда еще спортсмены бунтовали против действующих порядков и чем это заканчивалось.
В истории отечественного хоккея случались протесты, но совсем иного рода. В великом противостоянии чемпиона СССР ЦСКА и «Филадельфии Флайерз», проходившем в Филадельфии в 1976 году, американские «летчики» начали матч агрессивно, если не сказать грязно. Они грубо атаковали даже тех армейцев, которые не владели шайбой, постоянно затевали драки. И после того, как канадский защитник в очередной раз хамски и притом безнаказанно атаковал Харламова, наставник ЦСКА Константин Локтев увел свою команду в раздевалку. Николай Озеров свою знаменитую фразу «Такой хоккей нам не нужен» сказал за четыре года до матча в Филадельфии, но в данном случае такой комментарий был бы наиболее уместным. После долгих переговоров игра продолжилась. Удивительно, но организаторы матча, вместо того чтобы наказать судей за потакание грубости на льду, назначили двухминутный штраф ЦСКА — «за задержку игры».
В футболе протесты в последнее время по большей части касаются расистских оскорблений игроков. Летом 2011 года защитник «Анжи» Роберто Карлос в матче против «Крыльев» в Самаре ушел с поля, после того как местный болельщик бросил в него банан. Сев на скамейку запасных, знаменитый бразилец накрыл голову полотенцем и расплакался. Похожим образом поступил в январе 2013 года ганский нападающий «Милана» Боатенг. Он снял с себя футболку и покинул поле в середине второго тайма, наслушавшись расистских оскорблений со стороны фанатов «Про Патрии». И все футболисты «Милана» поддержали своего темнокожего форварда, отказавшись продолжать матч.
Хватает скандальных случаев в истории олимпийского движения. Первый публичный протест числится за финскими спортсменами в Лондоне-1908. Финляндия в те годы была Великим княжеством в составе Российской империи, но добилась права выступать отдельной командой. Российская делегация в ответ добилась запрета финнам выходить на официальные церемонии с финским флагом. Но на открытии Игр финны не захотели нести навязываемый им российский триколор и маршировали без знамени.
Наиболее богатой на политические протесты оказалась Олимпиада 1968 года. На церемонии награждения легкоатлетов темнокожие американцы Томми Смит и Джон Карлос поднялись на пьедестал в черных перчатках, черных беретах и черных носках без обуви. Так они протестовали против расовой дискриминации в США. Любопытно, что отчасти к этой акции присоединился белый австралиец Питер Норманн, в знак солидарности прицепив себе на грудь значок с символикой организации афроамериканцев, борющихся за свои права. Смит и Карлос в тот же день были дисквалифицированы и принудительно отправлены на родину. Норманна сразу трогать не стали, но по возвращении в Австралию он был обруган местной прессой, а через четыре года не включен в сборную, несмотря на очень высокий по тем временам результат.
Об этих событиях советская пресса писала много и с удовольствием. А вот акцию Веры Чеславской как-то обошли вниманием. Чешская гимнастка во время исполнения гимна СССР, стоя на пьедестале, опустила голову и демонстративно отвернулась от красного флага, поднимавшегося по тросам. Этим поступком она выразила недовольство не только советскими танками в Праге, но и судейским решением: по сумме оценок первое место ей присудили вместе с Петрик из СССР, в то время как чешка считала, что она должна была стать единоличной чемпионкой. По возвращении домой семикратная олимпийская чемпионка стала невыездной вплоть до падения коммунистического режима.
В Мюнхене-1972 судейством возмущались уже американцы. После финального матча баскетбольного турнира, выигранного сборной СССР у США в последние две секунды, американцы посчитали добавление этих секунд к игровому времени неправомерным. Звездно-полосатые не явились на награждение, а их комплект серебряных медалей до сих пор — более 40 лет — находится в распоряжении МОК.
Корейский боксер Бюн Юнг Иль в Сеуле-1988 протестовал более оригинальным способом. Во время боя с болгарином Христовым он постоянно получал замечания за грязные приемы, и в конце концов рефери остановил поединок, присудив корейцу поражение. Тот в отместку сел в центре ринга и отказался покидать место сражения. Просидел примерно час. Что было дальше, неизвестно, потому что потом в зале потушили свет, а болельщики, немного пошумев, покинули трибуны.
Последний на сегодня громкий случай произошел на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити: тогда на церемонию награждения не вышли китайские фигуристы, занявшие третье место. Хотя вообще пострадала наша пара Бережная — Сихарулидзе. Россиянам сначала поставили самые высокие оценки за выступление, но после получения ими золотых медалей начался дружный шквал возмущения американской и канадской общественности. Испугавшись этих выступлений, новоиспеченный глава МОК Жак Рогге принял «соломоново» решение — разделить первое место между россиянами и занявшими второе место канадцами. Россияне, опасаясь дальнейших скандалов, на эту церемонию все-таки вышли. А вот китайцы сочли излишним свое участие в этом дешевом спектакле.