— Вы пришли в компанию, когда она переживала не лучшие времена. Как вас встретили «доставшиеся по наследству» подчиненные?
— Принимали хорошо, встретили тоже. Понятно, что с определенной настороженностью: приходит новый человек в уже сложившуюся команду. Но моя адаптация прошла быстро и вполне комфортно.
— Были всем известные «письма сотрудникам» Чичваркина. Известно, что в общении с подчиненными он активно использовал трехэтажный мат, полушутливые угрозы.
— У меня не бывает шутливых угроз. А вот по этажности мата, думаю, мы с ним приблизительно одной квалификацией обладаем. Да, раньше была личность Чичваркина. Сейчас рождается
— Что вы изменили в кадровой политике в первую очередь?
— Определил людей, с которыми в принципе вообще не получится работать. Их оказалось мало, и мы с ними быстро расстались.
— По каким критериям выделяли тех, кто не подходит?
— Прежде всего это когда видно, что человек сгорел. Либо никогда не горел. Вот мы только встретились, и я сразу вижу: сгорел. Второй параметр — стрессоустойчивость. В компании была сложная ситуация, без железных нервов никак. И, наконец, третий, очень важный момент: человек должен верить в будущее компании и желать в ней работать. Мы никого насильно не держим, не рабовладельческий же строй.
— Правда ли, что ваши подчиненные могут звонить вам на мобильный? Часто ли обращаются?
— В общем да. Непосредственные подчиненные очень часто звонят. Второй уровень — реже. Продавцу до меня дозвониться сложнее, потому что их 17 тысяч, а я один. Но в любом случае для связи со мной сотрудники могут использовать внутренний портал. Максимум через
— Как мотивируете людей?
— Пытаемся объяснить, куда мы идем. Не все пока ощущают, что мы вместе плывем на одном кораблике. Это большой труд. «Евросетяне» должны понимать, что они «евросетяне». А ощущение чувства локтя с каждым — это работа не одного месяца.
— Раньше сотрудникам розницы приходилось подстраиваться под компанию. Испортились отношения с «Самсунгом» — из личного пользования телефоны исключить. Какие ограничения есть сейчас?
— Никаких. Можно даже пользоваться
— Своим сотрудникам вы объясняли, что произошло между «Евросетью» и МТС?
— Объясняли. Компания «МТС» отключила нам платежи в надежде, что люди перестанут ходить в наши магазины и станут ходить в их собственный.
— Как на ваших сотрудниках отразился кризис?
— Весь наш
— Если от водителей отказались, значит, их всех уволили?
— Мы не увольняем безоговорочно. У нас всегда есть другие вакансии — в логистике, например. Кто хотел, тот остался в компании.
— А что с рядовыми сотрудниками? Сокращаете?
— У нас был раздут управленческий персонал, мы его сокращаем, переводим людей в розницу — опять же тех, кто хочет. При этом, стоит отметить, на новом месте человек может получать значительно больше. Есть продавцы, которые зарабатывают 50 тысяч в месяц и более.
— В компании есть открытые вакансии?
— Мы набираем всегда. Знаете, ведь «Евросеть», как «Макдоналдс» и многие другие компании, для огромного количества людей стала первым местом работы. Именно здесь люди узнают, что такое вообще работать, получают опыт. И они делают карьеру —
— Помимо продавцов кто ещё нужен компании всегда?
— Если в компании работают 400 бухгалтеров, очевидно, что даже при нормальной текучке 10% нам всегда нужны 40 новых. Ну, это к примеру. На всех уровнях много таких вакансий. Мы стараемся принимать лучших людей. Подбор новых сотрудников — это постоянная работа. Если работают 30 тысяч человек, понятно, что всегда есть 3–4 тысячи незакрытых вакансий.
— Каких людей вам хочется видеть в компании? На что смотрите при подборе?
— Мы хотим, чтобы человек, который приходит к нам, имел амбиции, и не только денежные. Чтобы делал
— Сколько может заработать человек, только пришедший в компанию?
— У нас есть стажеры, зарплаты у них как таковой нет, скорее стипендия. Но буквально за несколько недель стажировки человек становится продавцом. Поэтому я могу сказать, что, придя к нам, можно начать неплохо зарабатывать уже через месяц.
— Как за последний год пересмотрена система оплаты труда?
— Принципиальных изменений нет. Мне кажется, сдельная оплата труда — самая прозрачная, понятная и честная система. Есть сотрудники, которые живут только на проценты. Например, все продавцы не имеют фиксированной части оклада. Я считаю, это правильно. Нам нужны те, кто не боится и уверен в себе. Единицы умудряются зарабатывать в месяц до 200 тысяч рублей. Хороший продавец в Москве может получать 50–60 тысяч.
— Александр, нарисуйте, пожалуйста, примерную схему прохождения по карьерной лестнице в «Евросети».
— Человек приходит сначала в розницу.
— Хорошо. Директор магазина — а дальше что? Все, это потолок?
— Ну почему же. Региональный директор, директор розницы филиала. Управляющий филиала. Директор направления,
— Если это действительно возможно, вы опасаетесь конкуренции изнутри?
— Нет. Случится, и слава богу.
— Правда?
— Конечно.
— Какому типажу начальника отдаете предпочтение: диктатор, либерал, рационализатор, «свадебный генерал»?
— Для меня самым лучшим будет тот шеф, который эффективно выполняет свою работу. Один кричит, второй шепчет, этот спокойный, тот импульсивный, один авторитарный, другой демократичный — какая разница? Мне важно, что этот человек умеет делать то, за что ему платят зарплату. А как он это делает — его личное предпочтение. Если взять наших руководителей, они разные. И ценим мы не за то, умеет ли он ругаться матом или писать письма на староанглийском языке. Главное — решает поставленные задачи или не решает. Мне все равно, как.
— К какому типажу можете отнести себя?
— К магам вне категории.
Резюме «Труда»
Александр Малис, президент компании «Евросеть»
Родился в 1972 году в Москве.
Образование: Московский государственный университет коммерции, специальность — «финансовый учет и аудит», аспирантура при НИФИ (Финансовый институт Министерства финансов РФ).
Опыт работы: 1990–1995 годы — эксперт, финансовый консультант, руководитель отдела в компании «Русконсалт».
С 1995 года — коммерческий директор компании «Корбина Телеком».
С 2000 года —
2007–2008 годы — генеральный директор «Корбины Телеком».
2008–2009 годы — директор по развитию широкополосного доступа в интернет (ШПД) группы компаний «Вымпелком».
С апреля 2009 года — президент компании «Евросеть».