Министр обороны дал еще один повод поговорить о роли личности в истории. Причем без всякой иронии.
В прессе появилось сообщение, а потом и опровержение планов высшего руководства страны о присоединении МЧС к Министерству обороны страны. То есть о возврате главной спасательной службы России ее основателю и до недавних пор бессменному руководителю — Сергею Шойгу. Причем названо это «реорганизацией в более действенную структуру».
Если это правда (в которую хочется верить немедленно и безоговорочно), то Сергея Кужугетовича можно понять. Более двух десятков лет, с 1990 года, когда он создал свой первый корпус спасателей, Шойгу занимался самым почетным и позарез нужным в России делом — спасал страну и ее население. От любых бед и напастей (ну, почти от любых), во все времена года, во всякую погоду, днем и ночью. Он создал мощную разветвленную структуру, в которой ныне состоит около 350 тысяч человек, и не только грамотно руководил сложным ведомством, но и умел подать товар лицом (назовите другую силовую структуру, столь же уважаемую в народе, — не найдете!).
А если кто сомневается в личных заслугах Сергея Шойгу на этом поприще, то проведите мысленный эксперимент: попробуйте на минуточку представить, что в какой-то момент во главе МЧС поставили: Анатолия Сердюкова. Что это будет — кошмарный сон и конец света вместе взятые или кое-что похуже?
В общем, неудивительно, если Сергею Шойгу вновь захотелось тряхнуть стариной: помимо чистки сердюковских конюшен заняться более благородным и благодарным делом. Тем более что сейчас в преодолении стихийного бедствия на Дальнем Востоке армия уже играет важнейшую и даже главенствующую роль: 75% состава сил, участвующих в аварийно-спасательных операциях в регионе наводнения, — это военные, как и подавляющее количество задействованной техники и воздушных судов. Да и в том же Крымске на Кубани в прошлом году основную часть работы по ликвидации последствий затопления выполняли армейцы. И массовые пожары в Подмосковье в 2010-м не удалось бы одолеть без трубопроводных батальонов вооруженных сил...
Но заметьте: Сергей Шойгу как руководитель, лидер, личность оказался нужен не только для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полтора года назад именно он был «призван» (здесь требуется такой военный термин) на губернаторство в Подмосковье, и газеты с надеждой вопрошали: «Сможет ли спасатель Шойгу спасти Московскую область?» Он успел принять лишь первые (но основополагающие!) меры, после чего пришлось заняться куда более трудной задачей — спасением Вооруженных сил.
А еще раньше был проект реанимации Восточной Сибири и Дальнего Востока, где предполагалось создание под началом Шойгу государственной корпорации (ГК) развития второй половины России. Помощь Подмосковью показалась тогда важнее, и проект ГК отложили. Хотя в последнее время, когда из региона продолжает бежать население, а выделяемые туда миллиарды исчезают без следа и хоть каких-нибудь последствий, об этой идее говорят все громче. Но где взять нам второго Шойгу? Хотя, если судить по ситуации во многих других регионах, нужен еще и третий, четвертый, пятый, десятый...
Поневоле задаешься вопросом: почему же у российского руководства огромной страны с талантливым народом столь коротка «скамейка запасных»: на все про все один человек — и в защитники, и в нападающие. Может, ищем плохо? А может, применяющийся нынче принцип многолетней несменяемости однажды назначенных руководителей изначально порочен? И нужно действовать иначе — оперативнее и решительнее снимать «серых, но преданных», выдвигая по-настоящему ярких, смелых и деловых?
Впрочем, вернемся к идее реорганизации МЧС по образцу времен СССР, когда эти функции возлагались на войска Гражданской обороны, подчинявшиеся Министерству обороны. Есть и другая версия на эту тему, слухи о которой также идут из коридоров власти: МЧС может стать составной частью Национальной гвардии — новой силовой структуры, о создании которой недавно снова заговорили. В начале июля президент Владимир Путин неожиданно назначил заместителем главкома внутренними войсками МВД шефа своей службы безопасности генерал-полковника Виктора Золотова, которому в дальнейшем и прочат должность командующего Нацгвардией и звание генерала армии. Главное: именно эту структуру (внутренние войска), как говорят эксперты «Труда», предполагалось сделать кадровой основой Национальной гвардии страны. А МЧС добавит ей солидную материально-техническую базу, созданную во времена руководства этой службой Сергеем Шойгу.