Едва ли не первой знаменитостью, кого корреспонденту «Труда» довелось встретить на Международном спортивном бизнес-саммите Конвенции «СпортАккорд» в Сочи, был двукратный олимпийский чемпион Александр Зубков. Причем, представлял он не свой вид спорта – бобслей, а спортивный клуб ЦСКА.
- Александр, первый вопрос: какова цель вашего приезда сюда?
- Я впервые на подобном форуме. Но на предложение принять участие в этом мероприятие я с готовностью согласился. Любой профессиональный спортсмен так или иначе задействован в бизнесе. Деятельность «Спортаккорда» способствует и созданию благоприятных условий для сотрудничества спорта и бизнеса. Это касается не только вопросов финансирования команд и отдельных спортсменов, но и создание спортивных объектов, тренировочных баз, техник и инвентаря, которые используют спортсмены. И я рад, что положительным примером в этом плане стали объекты сочинской Олимпиады. Всего лишь один сезон прошел, а уже можно отследить тенденцию – как путем тренировок и соревнований на объектах, оставшихся после Игр-2014, прибавляют в результатах молодые российские атлеты. Многие из них уже стали профессионалами и полу-профессионалами, постепенно входят в мировую элиту.
Конвенция «СпортАккорда» проходит в России впервые, но руководство нашего спорта в ближайшие годы планирует провести аналогичные мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя пока об этом официально еще не объявлено.
Будем развиваться по нарастающей. В ближайшие годы к нынешним направлениям деятельности Спортаккорда планирует более интенсивно развивать медицинскую составляющую большого спорта.
Мои непосредственные функции – представляю на этой конвенции клуб ЦСКА. Надеюсь, этим наши функции здесь не ограничатся. Более того, с нами сюда приехал начальник ЦСКА, так что будем проводить работу по налаживанию контакта и сотрудничества с представителями разных спортивных, государственных и коммерческих структур.
У стенда ЦСКА - (слева - направо) - начальник клуба Михаил Барышев, олимпийский чемпион Александр Лебзяк, руководитель Москомспорта Алексей Воробьев, олимпийские чемпионы Татьяна Лебедева и Александр Зубков
- А вы как долго в ЦСКА?
- С 2005 года, то есть, 10 лет.
- Однажды прозвучало предложение создать на базе ЦСКА собственную бобслейную команду. Это дело получило развитие?
- По ходу возникает много вопросов. Если команду создадим, нужно будет где-то готовиться, нужно будет приобретать дорогостоящий боб. Причем, хотелось бы создать российскую машину, а для этого понадобится не только много денег, но и времени. Вопрос обсуждается. На данный момент в четверках и двойках спортсмены ЦСКА представлены не целыми экипажами, а лишь отдельными спортсменами – я как пилот, Дмитрий Труненков как разгоняющий, есть хорошие скелетонисты. А хотелось бы иметь целые команды, собственные бобы и даже школу бобслея. Главные наши конкуренты – немцы, швейцарцы и другие лидеры мирового бобслея – в большей мере, чем мы, используют именно клубную систему подготовки команд. Если говорить о дальнейших перспективах бобслея в ЦСКА, то часть инфраструктуры уже имеется – собственный легкоатлетический манеж, тренажерные залы. Тренировочные заезды можно проводить на сочинском желобе. С нуля придется создавать лишь собственную разгонную эстакаду, а эта финансовая составляющая не столь велика. Более того – можно пользоваться эстакадой в Парамоново. Но решится ли на это федерация? Будет ли она способствовать созданию самостоятельного клуба? Лично меня удручает ситуация, когда иностранный тренер не только не обращает внимание на наших сильных спортсменов, но даже не прилетает на чемпионат России, чтобы понаблюдать за ближайшим резервом сборной.
В 2011 году официально не объявлялось о создании в России отдельного клуба бобслея. Но система подготовки, которой руководил россиянин Олег Соколов, себя вполне оправдала.
- Школа подразумевает воспитание молодежи. Но в бобслей ведь обычно приходят взрослые и хорошо подготовленные атлеты.
- Ситуация в мировом спорте меняется. Для достижения международных успехов все более актуальной становится ранняя специализация. Эту тенденцию прочувствовала международная федерация. И теперь на детских олимпийских играх в бобслее в двойках можно выступать с 16 лет. А стало быть: тренироваться в бобе по желобу можно и с 14 лет. В скелетоне – с 12 лет, в санях – с 10-11 лет.
- Вас удивило это решение международной федерации?
- Определенные трудности возникают. Ведь спортсмен на дистанции испытывает нагрузки, подчас очень серьезные.
- А что для юного бобслеиста болезненней – перегрузки на виражах или вибрация по на неровном льду?
- Хуже, когда присутствуют оба этих фактора одновременно, и перегрузки накладываются одна на другую. Тряска почти неизбежна. А при крутом повороте возникают перегрузки до 3-5 G, и давление идет не только на позвоночник в районе поясницы, спины и шеи, а даже на глазное яблоко. Но в нашем виде спорта работают разумные грамотные люди, так что детей допускают лишь на относительно простые и безопасные трассы. И они с юных лет приобретают соревновательный опыт.
- Вы говорили о создании собственного боба. В российских условиях с этой задачей может справиться небольшая группа специалистов, или лучше дать заказ крупному предприятию, например, авиационной или автомобильной промышленности?
- В данном случае актуальнее вопрос: захочет ли эти заниматься наша федерация бобслея, или не захочет. Ведь когда для россиян бобы готовят иностранцы, то весь технический опыт, все новые наработки остаются у них, а мы в этом плане ничего не получаем. Хотя пилоты, которые раньше управляли лучшими отечественными экипажами, участвовать в создании российского аппарата готовы. И я в том числе. В советское время четко прозвучала принципиальная директива – подготовить свой советский аппарат. На данный момент самым главным моментом считаю принципиальное решение – изготовить боб самим, а понадобится ли для этого помощь крупного предприятия, или же удастся обойтись силами малого числа специалистов – это станет ясно по ходу работы.
- В работе немецких или австрийских фирм, производящих бобы, пилоты участвуют?
- Конечно, как бывшие, так и действующие. А некоторые даже умудряются совмещать функции изготовителя и действующего спортсмена-пилота. Вольфганг Штампер прекрасно управлял машиной сам, но ему немного не хватало собственного сильного старта.
- А лично вы согласились бы отказаться от работы тренера или чиновника (Зубков уже был министром спорта в Иркутской области. До своего триумфа в Сочи-2014 - «Труд»), полностью сосредоточившись на процессе изготовлении боба?
- Почему бы и нет? Но при условии, что работать над созданием машины будут только россияне. Впрочем, совмещать функции тренера и механика, при этом еще и тестировать машины – и такой вариант вполне возможен.
- Каковы ваши нынешние функции?
- Я работаю советником директора Центра спортивной подготовки сборных команд России Александра Михайловича Кравцова, и также являюсь начальником отдела ЦСКА по зимним видам спорта. Я был командирован на молодежные первенства мира по бобслею, скелетону, саням, а также изучал процесс подготовки молодежи как резерва сборной. Определенные выводы из этой работы уже сделаны.
- У вас есть желание работать тренером-практиком и готовить сильнейшие российские экипажи к Олимпиаде 2018 года?
- Конечно, я всегда говорил о своей готовности работать с лидерами сборной России. От меня предложение поступило, но я не знаю – как его рассмотрят в российской федерации бобслея. Если они посчитают нужным, пригласят меня на эту должность. Если нет – тогда вся надежда будет на иностранных специалистов.
- Как сейчас ситуация с вашей дочкой?
- В данный момент она учится, тренируется дома. Сейчас в весенний период в основном работает над своей функциональной подготовкой. Но зимний сезон она проводила тренировочный цикл в составе сборной Германии, и я благодарен немецким коллегам за то, что протянули руку помощи. Лиза тренировалась на немецких трассах, но имея российское гражданство. Но вот на сборах в составе российских команд она не имела возможности готовиться.
- А кто ее готовил?
- Я довольно часто выезжал в Германию и там работал с дочкой. Участвовали в процессе и немецкие специалисты. Насчет принятия немецкого гражданства пока мы никаких усилий не предпринимали. Но не исключаю, что какие-то решения на этот счет будем принимать нынешним летом.
- Уже пять лет прошло, но до сих пор с ужасом вспоминаем – как ваш экипаж перевернулся на олимпийской трассе в Ванкувере…
- Это случилось на одном из тренировочных заездов непосредственно перед Играми. Но никакого вредительства или диверсии здесь я не вижу и сейчас. Просто мы ехали на сырой, недоработанной машине, хотя и перспективной. Перетерся тросик, и мы потеряли управление.