На Преображенском кладбище с первых дней войны хоронили защитников Родины. Братских и индивидуальных могил здесь - более двух тысяч. В них похоронено около десяти тысяч человек. Имена многих пришлось восстанавливать по архивам в течение нескольких лет, но некоторые так и остались неизвестными.
- Я приезжаю сюда, сколько себя помню, - рассказывает Анна Ивановна Попова. - У меня здесь покоится брат. Он был тихим, застенчивым мальчиком. Никто не ожидал, что убежит добровольцем на фронт, едва ему стукнет 17. Воевал как герой, подорвал несколько вражеских танков. Погиб 18-летним. И таких здесь - немало. Как же можно сровнять с землей эти могилы?..
Анна Ивановна вспоминает, что еще зимой к ней подходили какие-то люди и намекали на то, что скоро здесь все будет иначе. Могилы "сократят", а вместо "бардака" (так и выразились) будет красивый мемориал. Пенсионерка возмутилась: "Мы приходим к праху, к дорогим останкам, а не к камням". Того же мнения родственники других павших героев.
А незадолго перед Пасхой начались работы по расчистке кладбища от старых могил. Сейчас здесь - ровное поле, лишь кое-где - небольшие обелиски, обнесенные оградой. Их пока не тронули: такие могилы считаются "частной собственностью".
- Я как сердцем чуяла, - плачет 80-летняя Ольга Дмитриевна Кашина. - Полгода назад решила деньги, отложенные на похороны, потратить на могилку брата. Заказала небольшой памятник, оградку. Благодаря этому могила уцелела. Брат был намного старше меня, заменил мне отца. Димочка прошел всю войну, получил две медали. Мы с мамой так радовались! Но в 47-м скончался в госпитале от ран...
Ольга Дмитриевна не уверена, что могилу не тронут. Боится, что дойдет черед и до "частных" захоронений. "Они говорят, что к 60-летию Победы мы здесь ничего не узнаем, - шепчет старушка и часто крестится. - Плохое это дело, недоброе"...
"Они" - это ГУП "Ритуал" и стройфирма "Военные мемориалы". Работники этих организаций уверяют, что ничего дурного в их замысле нет. Наоборот, с их помощью, мол, кладбище преобразится и станет достойным памяти павших.
- Не понимаю, из-за чего весь сыр-бор, - удивляется заместитель директора "Ритуала" Алексей Ивочкин. - Еще до начала реконструкции воинского некрополя все памятные плиты и другие сооружения были пронумерованы, сфотографированы. Создана компьютерная база данных, включающая полную информацию обо всех захороненных здесь воинах. В ходе работы удалось уточнить многие ранее не известные или искаженные имена. Через год, к 9 мая 2005 года, здесь будут полностью заменены все обелиски, появится площадь с Вечным огнем. В ее центре будет возвышаться памятник в форме колокольни, олицетворяющий нашу скорбь о погибших. Кругом - газоны, бетонные плиты, декоративная ограда. Словом, будет намного лучше, чем сейчас.
Деньги, говорит мой собеседник, выделены - на хорошее дело, дескать, не жалко. Непонятно в этой ситуации одно: почему родственники погибших были не в курсе готовящейся акции? Почему чиновники не заручились их согласием, не попытались убедить в правильности задуманного? Если это, как они уверяют, "правильно".
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Мы попросили прокомментировать эту странную ситуацию заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Ларису КОРЖНЕВУ:
- Безусловно, эта акция - хорошее, святое дело. Мы планировали ее как подарок ветеранам к 60-летию Победы. Из городского бюджета выделено 110 миллионов рублей. Признаю, что была допущена ошибка: с родственниками погибших не провели должной работы. Мы принесли свои извинения, создали штаб, куда вошли в том числе представители мэрии и Союза ветеранов Москвы. Они разъясняют людям, как будет выглядеть мемориал после реконструкции, развешивают листовки и плакаты. Думаю, люди все правильно поймут и скажут нам "спасибо".