Недавно еще одна трагедия потрясла "Троебортное". Нормальных условий тут не создано: скопление убогих вагончиков, разбитая дорога. Вместо гостиницы - перекошенный железнодорожный вагон, вместо кафе - харчевня, где хлеб в десять раз дороже, чем в обычном магазине. Водители приспосабливаются к полевым условиям в меру своей фантазии. Достают керогазы и газовые плиты, что-то пытаются варить прямо в кабинах грузовиков. Огонь в одной из машин вспыхнул так внезапно, что водитель даже не успел открыть двери. Но еще много часов в небо поднималась гарь резины, которой была загружена фура. Чудом не загорелось дальше- ведь теснота на автопереходе невообразимая. Ну нет в России земли, чтобы вольно всем дышалось! А если и будет когда-нибудь просторно, работники государственных служб постараются сделать так, чтобы все равно жизнь медом не казалась.
О пытках на "Троебортном" бессмысленно расспрашивать у руководства таможенников. Вы не просто ничего не добьетесь - с вами новоиспеченные генералы просто не пожелают встречаться. Те таможенники, которые работают непосредственно на автопереходе и горделиво называют его западными воротами России, никаких претензий не признают. Если перевозчик застрял на границе - так ему и надо. Иначе говоря, документы у него не в порядке, и вообще на любой физиономии водителя написано желание объегорить государство.
Какие-то сведения о происходящем здесь можно раздобыть у самих перевозчиков. Самая страшная для них зона - нейтральная. То есть та, которая огорожена с двух сторон сеткой и болотом. Однако ни то, ни другое препятствие не мешает пробираться к автопоездам ворью, режущему тенты. О затянувшемся тут ожидании слагают чуть не романы. Так, одному чеху так долго пришлось жить на границе, что он даже изрядно одичал. Привык к самогонке и легкой любви: вечерами сюда подгоняют по два автобуса с проститутками. Потом все распродал и ходил по морозу в шортах. Другой его соотечественник решил на тягаче вернуться домой, чтобы исправить какие-то документы. Фура, забитая пивными бутылками, осталась в нейтральной зоне. Через несколько дней к ней протоптали воровской путь. Треть ящиков с пивом пропала. Чтобы сохранить остальное, прицеп подтащили поближе к вагончикам. Вот тут-то и началась партизанщина. Люди в форме и без оной будто присосались к содержимому фуры. Натащили столько, что слух о приезде комиссии оказался для них сущим кошмаром: куда добро прятать?
- Воруют здесь все: фрукты, одежду, обувь, - выдает бережно хранимую тайну "Троебортного" мой собеседник Василий. - Даже карандаши прут. Не потому, что нужны, а потому, что не могут уже не воровать. А вагончики, куда обязаны зайти перевозчики - идеальное место для вымогательства. Только с "крутыми" здесь бережно обходятся. Не так давно украинцы передали нашим: едет "авторитет". Задержали его, спрашивают фамилию, а он преспокойно подает шесть паспортов: записывайте любую кличку, какая понравится. Потащили его в каталажку, но он по-хозяйски условие поставил: "Братаны, вот вам полторы тысячи "зелени" - купите мне все необходимое, и помещение чтоб путевым было". Ох, как зашестерили перед ним! Смотреть было тошно на этих государевых слуг! У другого "крутого" нашли за радиатором пояс, набитый долларами. Сказал, что собака выиграла - она у него в боях участвует. И что? Встречаю его через несколько недель - отпустили. А простого водителя, который 200 долларов заработал в Москве и пытается их провезти незадекларированными, обшмонают как следует. Один из шоферов подходит на днях ко мне и чуть не плачет: 600 долларов требуют ни за что! Другой джинсы вез из Турции, цена штанов - около пяти долларов. Пока стоял на границе, пропало товара на восемь тысяч долларов. Куда им столько?! Вот и получается: не успеет вчерашний бездельник надеть форму, уже через месяц разъезжает на иномарке. Как это возможно? На автопереходе за сутки иногда пропускают только пять-шесть машин. Иначе не успеешь подоить перевозчиков. До телефона простого человека не допустят, помощи ему ждать неоткуда. Дикость просто! Многие водители через "Троебортное" уже боятся ездить, крюк в 300 километров дают, чтобы только сюда не попасть.
Потери казны на подобных автопереходах исчисляются не только деньгами. Молва о неприглядных воротах государства, какими б западными их ни называли, разносится далеко за пределы России. На образцовых переходах машину, которая везет законно оформленный груз, продержат в худшем случае около 40 минут. Перевозчиков, к которым есть претензии, отправят на склад временного хранения, и они не будут создавать затор. "Троебортное" всех записывает в виноватые, колонны безнадежно застрявших машин стоят сутками.
Для российских перевозчиков, чьи прибыли и без того мизерны, это целая катастрофа. По словам генерального директора предприятия "Совавто-Брянск" Ивана Трифанцова, за последние годы наши перевозчики потеряли три четверти своего рынка. Их заменили турки, болгары, венгры, украинцы. Российские предприятия банкротятся, потери казны множатся. Не одна высокая комиссия побывала на "Троебортном", но почему-то никто не заметил устроенной здесь западни.