Но одним за роскошь придется выложить две-три цены, а за других, как всегда, расплатится государство.
Сверхдорогие лимузины пользуются повышенным вниманием во всем мире, но по разным причинам. Недавно на острове Кипр налоговая служба попросила объяснения у владельцев BMW и Mercedes класса люкс, а также Bentley, Ferrari, Lamborghini, Porsche, Aston Martin, внедорожников Range Rover: где они взяли средства на покупку столь дорогих авто? Опрошены были 80 компаний и 77 частных лиц – те, у кого обнаружилась задолженность по транспортному налогу.
Большая часть потревоженных неплательщиков немедленно рассчитались с казной. Но параллельно выяснилось: несколько человек, владеющих машинами ценой свыше 100 тысяч евро, задекларировали уровень своих годовых доходов – менее 20 тысяч евро (то есть не облагаемых налогами), один вообще не зарегистрировался в налоговом департаменте, два внедорожника ценой свыше 80 тысяч евро зарегистрированы на женщин 73 и 83 лет (с которых на Кипре налоги не берут), а почти полсотни автовладельцев отказались предоставить затребованную документацию. Теперь их дела переданы в суд.
Российские налоговики, видимо, начнут подобные погаражные обходы владельцев дорогих иномарок лишь по итогам следующего, 2014 года, когда в стране начнет действовать налог на роскошь, предусматривающий повышение в 1,5 раза размера транспортного налога на автомобили дороже 3 млн рублей, вдвое – при цене свыше 5 млн, втрое – если авто дороже 10 млн рублей.
Много ли таких в стране? По данным агентства «Автостат», одних лишь Bentley в России зарегистрировано около 2,2 тысячи штук, а еще почти 600 Maserati, более 500 Rolls-Royce, более 400 Ferrari, примерно 300 Aston Martin и около 150 Lamborghini. Три четверти этих суперкаров или просто очень дорогих машин прописаны в Москве. Далее идут Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская область, Татарстан, Дагестан…
Причем этот парк продолжает быстро пополняться именно за счет сверхлюксовых автомобилей.
Нынешней весной, когда компания Aston Martin проводила в Москве презентацию суперкара Vanquish, стоящего на вершине модельного ряда британской супермарки (на которой рассекает сам Джеймс Бонд!), выяснилось: две такие машины уже едут к своим российским хозяевам, еще около трех десятков новинок заказано, а всего в 2013 году компания рассчитывает продать в нашей стране до 60 своих автомобилей. Учтем, что у себя дома Aston Martin Vanquish стоит около 340 тысяч евро, а пересечение им российской таможенной границы обходится еще в полстолька, то есть общая цена зашкаливает за полмиллиона евро, или 20 млн рублей.
Со следующего года покупателям таких суперкаров придется платить двойной-тройной транспортный налог. А если добавить сюда люксовые Mercedes, BMW и Audi A8, по числу которых наша страна в мировых списках занимает ведущие места, то российских плательщиков повышенного «налога на роскошь» в стране окажется около 150–200 тысяч.
Но радоваться нечему: очень солидная доля этого автопарка сверхдорогих машин куплена на бюджетные деньги, то есть на наши налоги. И повышенные налоговые отчисления в казну с каждого казенного лимузина тоже будут идти из наших с вами карманов. А российские парламентарии никак не торопятся следом за законом о «налоге на роскошь» принять еще один закон – об ограничении бюджетных трат на чиновничьи авто.
О том, что в России очень много чиновников, в последние годы не писал лишь самый ленивый. Несмотря на обещания власти сократить их численность, снизить расходы на госуправление, денег на эту братию уходит все больше: на шикарные офисные здания, на роскошную мебель, оснащение техникой. И на казенный транспорт, по количеству которого Россия держит первое место в Европе и в мире, причем с большим отрывом от всех цивилизованных государств. На недавнем заседании правительства министр финансов Антон Силуанов назвал потрясающие воображение цифры: в среднем по стране на каждую сотню служащих приходится шесть казенных автомобилей, а в Чечне – 27!
Сайты госзакупок пестрят заявками на машины самых престижных марок в люксовом и премиальном исполнении, со всеми возможными наворотами, включая многозонный климат-контроль, оснащение аудиовидеотехникой по высшему классу, сиденья с электромассажем, хромированную отделку кузова и отделку салона «деревом ценных пород сикомор». Ну, конечно же, как чиновнику обойтись без сикомора и массажа под руководящей задницей! Ежегодно на всю эту роскошь (чиновничью и менеджмента госбюджетных учреждений и предприятий) из государственной казны уходит, по разным данным, от 5–8 до 15–20 млрд рублей.
Колоссальные суммы тратятся на обслуживание лимузинов. Общих данных нет, ибо такие расходы скрываются в общих затратах «на госуправление». Но, по данным Счетной палаты РФ, только на колеса и страховку бронированного Mercedes S 600 Guard губернатора Самарской области Владимира Артякова бюджет тратил 1,8 млн рублей в год. А содержание Mercedes его коллеги из Саратовской области Павла Ипатова обошлось казне региона в 5,7 млн рублей за два года (цена еще одного такого же лимузина). Приплюсуем сюда транспорт вице-губернаторов, начальников управлений и департаментов и т. д.
А ведь еще два десятка лет назад в России были изданы нормативные документы о денежных компенсациях госслужащим в случае, если они пользуются в казенных целях личным автотранспортом, как это делают подавляющее большинство чиновников во всем мире. Один лишь переход на такое транспортное самообслуживание сэкономил бы по всей стране гигантские трудовые ресурсы, которых нам уже остро не хватает (а мы негодуем из-за наплыва гастарбайтеров).
Пора ограничить и чиновничьи аппетиты, установив предельную стоимость закупаемого за бюджетные деньги служебного транспорта – не более 1,5 млн рублей за машину. Тем более что под таким требованием уже собрано более 100 тысяч подписей россиян. Ау, депутаты, губернаторы, министры, вы нас слышите?