29 августа в Лондоне стартуют Паралимпийские игры. Знаменосцем нашей команды будет Алексей Ашапатов. Когда-то он играл в волейбол на высоком уровне, но случилось несчастье: на него напал хулиган с ножом. Лечение оказалось неудачным: ногу ампутировали. Но Алексей вернулся в спорт, правда, в паралимпийский, и в Лондоне выступит в метании диска и ядра.
— Как давно вы поменяли свою спортивную специализацию?
— С конца 2004 года я переключился с волейбола на метание. Мой тренер — Прохоров Валерий Иванович. Мы с ним познакомились, когда я еще выступал в волейболе. Но он к этой игре не имел никакого отношения. Я сам заходил подкачаться в зал, где работал Валерий Иванович, там и познакомились. Сначала под руководством Прохорова я готовился к соревнованиям по армрестлингу, потом переключился на метание.
— Лондонская Паралимпиада какой по счету будет для вас?
— Могла бы стать третьей. В 2004 году паралимпийская волейбольная сборная России, за которую я играл, на Кубке Европы заняла четвертое место. На Паралимпиаду попадали только первые три. А в Афины я съездил в качестве зрителя. Зрелище понравилось. Особенно соревнования легкоатлетов. Волейбол — моя любимая игра. Но в командном виде спорта не всегда результат зависит от твоих собственных сил. А в легкой атлетике все в твоих руках. Я всегда умел настраиваться на результат в самый ответственный момент — все мои рекорды установил именно на крупных соревнованиях. И хороший базовый уровень физической подготовки мне позволил прогрессировать довольно быстро.
— С кем в сборной России у вас наиболее дружеские отношения?
— Почти все, кто тренируется в составе сборной, — мои друзья или хорошие товарищи. В одном номере чаще селюсь с бегуном Юрой Носуленко и метателем Алексеем Ивановым. Вообще до 2008 года я мало кого знал. Но вот в Пекине четыре года назад я сдружился с некоторыми пловцами, а также с футболистами в категории ДЦП, они играют 7 на 7. У них тренер — знаменитый Автандил Барамидзе.
— А с иностранцами?
— Со мной выступает поляк Януш Ракитский, на всех соревнованиях тепло приветствуем друг друга. Как братья-славяне, мы с ним легко находим общий язык. Общаемся на смеси русского, польского и английского.
— Каким образом проходят ваши тренировки?
— В «тренажерке» — примерно как у любого здорового спортсмена. А в секторе обычно я метаю, а Прохоров измеряет результаты, комментирует мои действия, потом собирает диски или ядра.
— В компании со здоровыми спортсменами тренируетесь?
— В тренажерном зале — постоянно. А в секторе это проблематично. Я привязан одной ногой к сектору. Так что мне невозможно совмещать работу не только с обычными метателями, но и с другими паралимпийцами. Кому-то нужен шест, кому-то — нет. Некоторые соперники используют шест при толкании ядра. А при метании диска он мешает.
— В Пекине сразу пятеро спортсменов превысили мировой рекорд в метании копья. У вас такое возможно?
— Я не удивлюсь установлению моими соперниками одного или даже нескольких рекордов в обоих видах. Возможно, и мне самому придется бить свои рекорды, чтобы победить.
— А кто ваши основные конкуренты?
— В метании диска появились двое очень сильных египтян. Один опасный соперник — из ОАЭ. Есть очень перспективный азербайджанец и сильный чех. В Пекине здорово выступил китаец, а потом куда-то пропал. Но на Паралимпиаде, возможно, он появится снова и будет в числе фаворитов. Я слежу за соперниками, но и сюрпризов можно ждать.
— В толкании ядра какая ситуация?
— В числе сильных соперников есть иорданец, хорват, грек. Можно ждать и сильных новичков. Надеюсь, кто-то из россиян покажет хороший результат. Например, Евгений Абрамов, молодой парень из Краснодара. Я сам хотел бы не в одиночку представлять в своих видах Россию, а чтобы в секторе всегда был бы товарищ по сборной.
— Вы, как самый опытный в сборной среди метателей, подсказываете им по ходу соревнований?
— Я сам не люблю подсказок, особенно не по делу. Но моральную поддержку готов оказать всегда. Хотя психика у людей разная. Кто-то уходит в себя, сосредотачивается, его лучше не отвлекать. А кому-то надо снять стресс, расшевелить его.
— Что вам уже известно про Лондон?
— Я в Англии ни разу не был. Но мой друг Юра Носуленко там выступал. И в восторге от того, как все там здорово организовано. Единственное, чем он остался недоволен, — непредсказуемая лондонская погода. Так что к возможному дождю во время соревнований я уже готов.
— Где проходил последний сбор перед Лондоном?
— Уже когда окончательно определился состав сборной, последние тренировки нам организовали в Подольске. А на акклиматизацию в Англии у нас будет около недели.
— Слышал, что у вас прибавление в семействе...
— Дочка Анастасия родилась в начале мая. При подготовке к Паралимпиаде мне приходится их оставлять одних. Часто и надолго. А жаль! Малышка меняется с каждым днем. И мне очень не хочется упустить что-то из этих интересных моментов. Но большая цель — Паралимпиада — стоит таких жертв.