В рекрутинге есть десятка традиционно "горячих" профессий, спрос на которые высок уже много лет. Статистика Работа@Mail.Ru показывает, что это секретари, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам, программисты и системные администраторы, бухгалтеры, продавцы и кассиры, а также водители. Тем не менее растет спрос и на другие специальности. Так, на производстве не хватает инженеров, в туризме -менеджеров по работе с клиентами, в страховых и фармацевтических компаниях - представителей, в банках - кредитных специалистов и т.д. Рынок труда с уверенностью можно назвать "кандидатским", то есть условия на нем более благоприятны для соискателей, чем для работодателей. Топ-менеджеры нужны повсюду, но особенно в сферах строительства, маркетинга, финансов и IT. Но больше всего свободных вакансий открыто для рядовых специалистов. Без них ни одна бизнес-структура не сможет существовать, ведь даже самый грамотный руководитель должен кому-то ставить задачи.
ПЕРСОНАЛ ОФИСА
На первый взгляд секретарь на ресепшн, администратор или офис-менеджер - не самая престижная и выгодная профессия. Но, во-первых, это отличный старт для молодого человека, планирующего сделать карьеру в крупной компании. Отвечая на телефонные звонки, работая с входящей и исходящей документацией, организуя прием посетителей и другие аспекты офисных будней, вы получаете отличную возможность изучить жизнь компании изнутри, а заодно перезнакомиться с ключевыми сотрудниками. Ведь услуги секретаря или администратора так или иначе нужны всем. Во-вторых, если вы знаете не только Word и Excel, но и другие пользовательские программы (1С, Photoshop, PageMaker т.п.), свободно говорите по-английски и неплохо ориентируетесь в экономической терминологии, то у вас появится сразу несколько возможностей для профессионального роста. Так, из секретаря можно превратиться в персонального помощника гендиректора, референта-переводчика или перейти с ресепшн в менеджерский отдел. Наиболее талантливым сотрудникам компании нередко предоставляют возможность получить дополнительное образование. Но и карьера в области администрирования бывает не менее привлекательна: например, в крупных корпорациях, где у сотрудников секретариата существует внутренняя иерархия и, соответственно, различаются зарплаты и уровень ответственности. Там можно за 3-4 года дорасти до престижной должности шефа административного департамента.
IT-СПЕЦИАЛИСТЫ: БЕРЕМ ВСЕХ!
Жизнь без компьютеров в современном обществе можно представить только в страшном сне. По оценкам аналитиков, темпы роста российской отрасли IT и телекоммуникаций составляют 25% в год. Компании в разных сферах бизнеса постоянно ищут
При выборе профессии очень важны такие критерии, как устойчивый спрос на рынке труда, уровень зарплаты и перспективы карьерного роста. Но настоящего успеха достигают лишь те, кто по-настоящему интересуется своей работой, получает от нее "драйв".
В рекрутинге есть десятка традиционно "горячих" профессий, спрос на которые высок уже много лет. Статистика Работа@Mail.Ru показывает, что это секретари, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам, программисты и системные администраторы, бухгалтеры, продавцы и кассиры, а также водители. Тем не менее растет спрос и на другие специальности. Так, на производстве не хватает инженеров, в туризме -менеджеров по работе с клиентами, в страховых и фармацевтических компаниях - представителей, в банках - кредитных специалистов и т.д. Рынок труда с уверенностью можно назвать "кандидатским", то есть условия на нем более благоприятны для соискателей, чем для работодателей. Топ-менеджеры нужны повсюду, но особенно в сферах строительства, маркетинга, финансов и IT. Но больше всего свободных вакансий открыто для рядовых специалистов. Без них ни одна бизнес-структура не сможет существовать, ведь даже самый грамотный руководитель должен кому-то ставить задачи.
ПЕРСОНАЛ ОФИСА
На первый взгляд секретарь на ресепшн, администратор или офис-менеджер - не самая престижная и выгодная профессия. Но, во-первых, это отличный старт для молодого человека, планирующего сделать карьеру в крупной компании. Отвечая на телефонные звонки, работая с входящей и исходящей документацией, организуя прием посетителей и другие аспекты офисных будней, вы получаете отличную возможность изучить жизнь компании изнутри, а заодно перезнакомиться с ключевыми сотрудниками. Ведь услуги секретаря или администратора так или иначе нужны всем. Во-вторых, если вы знаете не только Word и Excel, но и другие пользовательские программы (1С, Photoshop, PageMaker т.п.), свободно говорите по-английски и неплохо ориентируетесь в экономической терминологии, то у вас появится сразу несколько возможностей для профессионального роста. Так, из секретаря можно превратиться в персонального помощника гендиректора, референта-переводчика или перейти с ресепшн в менеджерский отдел. Наиболее талантливым сотрудникам компании нередко предоставляют возможность получить дополнительное образование. Но и карьера в области администрирования бывает не менее привлекательна: например, в крупных корпорациях, где у сотрудников секретариата существует внутренняя иерархия и, соответственно, различаются зарплаты и уровень ответственности. Там можно за 3-4 года дорасти до престижной должности шефа административного департамента.
IT-СПЕЦИАЛИСТЫ: БЕРЕМ ВСЕХ!
Жизнь без компьютеров в современном обществе можно представить только в страшном сне. По оценкам аналитиков, темпы роста российской отрасли IT и телекоммуникаций составляют 25% в год. Компании в разных сферах бизнеса постоянно ищут и программистов (специалистов по "софту"), и системных администраторов, разбирающихся в "железе" и способных наладить сложные системы связи. Хорошим тоном для любой фирмы, претендующей на заметное место на рынке, считается наличие собственного сайта. Создать его и поддерживать изо дня в день как раз входит в компетенцию "айтишников". Но самый большой спрос - на программистов 1С, они могут рассчитывать на самые высокие заработки - от $1000 на старте до $2500-3000и выше в дальнейшем.
ГЛАВНЫЕ ПО ДЕНЕЖКАМ
Опытный главный бухгалтер нередко становится в компании "священной коровой". Еще бы: ведь он держит в своих руках все финансовые проводки, знает все о налогах и реальных денежных оборотах. Его ценят и берегут от стрессов. Даже начинающие специалисты, недавно закончившие вуз, могут рассчитывать на заработок $800-1000. Казалось бы, карьерные перспективы не очень впечатляют: помощник бухгалтера, бухгалтер, заместитель главного бухгалтера... Вершина - собственно главный бухгалтер. И все? Секрет в том, что чем больше профессионального опыта накопил бухгалтер, чем больше квалификационных тестов он сдал, тем выше его рыночная стоимость. Начав работу в небольшой торговой фирме, он со временем может сводить балансы в одном из крупнейших инвестиционных банков или в международной корпорации. Не столь амбициозных людей устраивает многолетняя работа в одной и той же компании, но где его внутренний статус и уровень ответственности приближается к директорскому. Еще один вариант развития для бухгалтера - стать аудитором. Если начинающий бухгалтер зарабатывает около $1000, то опытный главбух или аудитор - от $5000.
Не менее востребованы и банковские специалисты: операционисты, кредитные эксперты, финансовые аналитики. Те, кто свободно ориентируется в законах движения финансовых потоков, могут работать как в бухгалтерии, так и в управленческих департаментах. Директора банковских филиалов и коллекторских агентств, кредитные брокеры нередко начинают свою карьеру с рядовой финансовой должности.
МЕНЕДЖЕРЫ, АУ? "
"Менеджерами" в наши дни называют самых разных специалистов. Менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам, продакт-менеджер... Базовое требование, предъявляемое к каждой из этих позиций - высшее образование плюс дополнительные профессиональные навыки (ведение переговоров, опыт прямых продаж, знание иностранного языка, знание определенных рынков и т.п.). Зарплаты напрямую зависят от опыта и круга обязанностей. Менеджерам по продажам теперь в большинстве случаев предлагается фиксированная зарплата на среднерыночном уровне ($500-800), а не минимальный оклад и процент. Хороший менеджер зарабатывает $3000 в месяц и больше.
За последние годы из общей массы менеджеров выделилась отдельная профессия - торговый представитель. В его обязанности также входит продвижение продукции фирмы, причем продвижение в прямом смысле слова. Приходится ездить по магазинам, по адресам потенциальных заказчиков, представлять марку с лучшей стороны, принимать заказы и обеспечивать доставку. Так что работа нелегкая, в том числе и физически, а в число базовых требований обычно входит наличие водительских прав и автомобиля.
Менеджеры по работе с клиентами востребованы прежде всего в сфере туризма. Доходы здесь тоже формируются в основном за счет процентов с продаж. Но существует исключение - менеджер по бронированию. Спрос на "билетчиков" - ажиотажный, и они могут диктовать условия работодателю. В результате, запрашивая на старте зарплату в $1000-1500, "билетчик", скорее всего, ее получит. И пока эта тенденция не меняется. Кроме того, начав с "нуля" в сфере туризма, уже через 2-3 года реально стать руководителем направления.
В число менеджерских специальностей также входят мерчендайзеры (занимаются оформлением торговых площадей), менеджеры по закупкам, супервайзеры.
МЕДПРЕДСТАВИТЕЛИ: НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА
Отдельно стоит упомянуть о медицинских представителях. В настоящее время это уникальная специальность, так как чаще всего фармацевтические компании нанимают людей с медицинским образованием, в том числе и практикующих врачей. Готовый специалист этой области фактически "и швец, и жнец": он совмещает в себе функции продавца, мерчендайзера, эксперта и консультанта в одном лице. Зато штатный медпредставитель может рассчитывать и на высокую зарплату (до $3000), и на солидный социальный пакет, и на обучение за счет компании.
ИНЖЕНЕРЫ В ШОКОЛАДЕ
Технические специалисты снова в моде. Больше всего нужны производственники, способные заниматься наладкой и монтажом сложного оборудования. В цене также конструкторы и проектировщики, растет спрос на инженеров-технологов. При этом образовалась "демографическая ниша": с начала 90-х годов вузы фактически не готовили инженеров, и молодая смена не успела подрасти и набраться опыта, тогда как старая гвардия достигла пенсионного возраста. Поэтому на руководящие инженерные должности охотно принимают людей в возрасте 45-60 лет.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Надежда Ляховская, заместитель директора по маркетингу и рекламе "Визави Консалт"
- Кадровый голод на рынке труда в настоящее время вызван несколькими причинами. Во-первых, появилось очень много компаний, готовых расширять штат и принимать людей на постоянную работу. Нередко "дробятся" отделы продаж - торговые представители и менеджеры по продажам разводятся по отдельным направлениям; соответственно, требуется больше сотрудников.
Во-вторых, есть постоянная потребность в специалистах миддл-уровня. Обычно это люди только после вуза, с небольшим опытом, согласные на средние деньги. Но именно такие специалисты чаще всего меняют работу, так как, проведя на стартовой должности полгода-год, ищут место получше. Такой "круговорот", с одной стороны, создает работодателям постоянную потребность в миддл-персонале, а с другой - расширяет число резюме кандидатов на сайтах и в базах кадровых агентств.
Особенно высока "текучесть" у секретарей, так как на эту работу обычно идут в самом начале трудового пути и ненадолго. Но есть и другая прослойка, очень востребованная рынком. Это узкопрофильные специалисты. Для каждой рыночной ниши они свои. Например, те же программисты или маркетологи. Сейчас компании укрупняются и боятся пользоваться услугами аутсорсеров, чтобы конфиденциальная информация не ушла за пределы фирмы. Поэтому тех же программистов 1С предпочитают брать в штат, хотя это часто невыгодно экономически.Что касается маркетологов: несколько лет назад была абсолютно нормальна ситуация, когда один специалист выполнял функции целого отдела - занимался и аналитикой, и рекламой, и PRом. Но сейчас компаниям различной специализации требуется уже несколько специалистов, компетентных в каждой из этих специализаций.
На уровне топов кадровый дефицит увеличивают "псевдоспециалисты": они представляют грамотное красивое резюме, но их реальный опыт - малозначимый. Вот и получается, что формально кандидаты на рынке есть, а закрыть реальную вакансию не получается. Тот, кто нужен, нередко существует в единственном экземпляре, и за ним охотятся хед-хантеры.
Безусловно, везде нужны менеджеры по продажам, а также руководители, занимающиеся постановкой управленческого учета, развития. Всегда востребованы и креативные специалисты - дизайнеры, рекламщики, специалисты по PR, журналисты. Их тоже все чаще приглашают в штат, но и внештатники пользуются спросом. Многие компании сейчас готовы привлекать фрилансеров из регионов, так как их услуги обходятся дешевле.
Безусловно, везде нужны менеджеры по продажам, а также руководители, занимающиеся постановкой управленческого учета, развития. Всегда востребованы и креативные специалисты - дизайнеры, рекламщики, специалисты по PR, журналисты. Их тоже все чаще приглашают в штат, но и внештатники пользуются спросом. Многие компании сейчас готовы привлекать фрилансеров из регионов, так как их услуги обходятся дешевле.
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
Алена Владимирская, руководитель проекта "Работа@Mail.ru
- Выгодно ли востребованным специалистам работать на фрилансе?
- Работодатели не любят отдавать работу на аутсорсинг, заказчик хочет контролировать процесс ежеминутно. Но для передачи на аутсорсинг тоже есть несколько причин. Первая - имиджевая составляющая . Вторая - оптимизация затрат. Например, у SEO-специалистов специфика такова, что на этих позициях в большинстве случаев работают именно фрилансеры. Вопрос выгоды в этом случае не первостепенен.
- Правда, что уровень зарплат "обрушили" специалисты из регионов?
- Такая тенденция существовала пару лет назад. Сейчас специалистов из регионов в Москву едет все меньше, так как уровень зарплат в городах-миллионниках практически сравнялся со столицей. Наблюдается обратная тенденция: специалисты среднего и высшего звена едут в регионы, чтобы там сделать карьеру. Статистика Работа@Mail.Ru показывает уменьшение роста зарплат в столице. Например, если за 2006-2007 годы зарплаты менеджеров по проектам увеличились на 60-70%, то за тот же период с 2007 по 2008 год - лишь на 30-40%. И снижение продолжается. Это легко объяснимо - компании просто не в силах уже нести такие нагрузки на фонд оплаты труда.