- Как кризис сказался на выпускниках АНХ? Возможно, уменьшились их зарплаты?
- Я пока не готов сказать, как кризис отразится на выпускниках. Наверное, стартовые зарплаты действительно станут ниже. Хочу подчеркнуть, что у нас получают высшее образование 3 тысячи человек. Остальные - MBA, госслужащие, президентская программа, тренинги. Всего по всем программам в АНХ в прошлом году обучались 15 тысяч. И для нас как для школы непрерывного образования клиенты MBA не менее важны, чем студенты, ведь у нас порядка 90% средств поступает в бюджет за счет коммерческих доходов. Не потому, что бюджет плох, а потому, что мы эффективны.
- Уменьшилось число желающих у вас учиться?
- Интересно сравнить ситуацию с кризисом 1998 года. В последние годы у нас с коллегами были бурные дискуссии о том, вырастет или упадет спрос на бизнес-образование. В 1998 году после первых двух месяцев кризиса был вал желающих учиться. Сейчас, поскольку кризис более длительный, у всех появляются проблемы с новым набором. Пока трудно дать точные цифры, ведь запись на программы идет и пока не завершена. Естественно, приходит меньше корпоративных слушателей, ведь первое, на чем экономят все компании, - это образование сотрудников.
- А сколько стоит ваше обучение?
- Первое высшее стоит порядка 300 тысяч рублей в год, MBA - от 300 до 900 тысяч рублей в зависимости от программы. Наше обучение качественное, а значит, дорогое. Традиционный стереотип, гласящий, что в стране готовят слишком много экономистов, юристов и менеджеров, по крайней мере неточен. Если у нас в стране много людей с такими дипломами, это не значит, что хороших специалистов этих отраслей много. Их дефицит будет только обостряться. Особенность же АНХ состоит в том, что мы с самого начала обучения сильно ориентированы на практическую деятельность. У нас с первого курса учат писать бизнес-планы, например.
- Но ведь логично было бы снизить цены, поскольку доходы людей из-за кризиса упали?
- Интенсивность спроса, конечно, снижается. Для нас это хороший повод немного изменить программы, повысить их качество. Мы намерены вывести на рынок новые продукты. Или, например, предлагать программы не целиком, а по модулям, комбинировать их. Мы не будем конкурировать в низкой ценовой нише, поскольку у нас качественный продукт. Это, в конце концов, унизительно. Возможно, мы даже повысим цены.
- Но Минобрнауки просит ректоров заморозить цены для студентов на обучение в этом году...
- Я говорю о программах поствузовского бизнес-образования. С вузовским образованием более сложный вопрос. Во многих учебных заведениях, в том числе у нас, за счет студентов-платников обеспечивается приемлемый уровень существования профессуры. Заморозка цен на обучение фактически означает заморозку зарплат преподавателям, что приводит к снижению качества образования. А с точки зрения экономических и модернизационных приоритетов страны нужно как раз качественное образование. Нам и другим вузам из-за кризиса также могут урезать бюджетную часть на 15-30%. Нам надо будет предпринимать специальные шаги, чтобы не допустить снижения качества профессорско-преподавательского состава.
- Что в таком случае произойдет с зарплатами ваших сотрудников?
- Могу сказать, что точно снизятся зарплаты административного персонала. На сколько конкретно - не готов сказать. С преподавателями сложнее. У нас достаточно мало преподавателей, работающих на полную ставку. Это наша принципиальная позиция - нам нужны преподаватели-практики. Общетеоретическим дисциплинам и языкам могут обучать штатные преподаватели, но в остальных случаях мы делаем акцент на привлечении лучших. Для большинства наших преподавателей академия не является единственным источником дохода. Поэтому в этом плане мы достаточно гибкие и не стремимся держать большое количество людей на полной ставке.
- А что изменится в ваших программах?
- Мы урежем часть программ, которые уже устаревают. Они пользовались определенным спросом, от них было жалко отказываться, однако кризис - отличный повод их закрыть. Мы будем вводить новые продукты, чтобы закрыть любую нишу - частные, корпоративные, государственные программы. Например, нам поручили готовить специалистов по программе MPA (Master of Publuic Administration) для президентского кадрового резерва. Это 70-80 специалистов за полтора года. Вообще, как оказалось, мы на удивление хорошо готовы к кризису.
- Почему?
- Мы своевременно стали победителями конкурса инновационных вузов, проводившегося в рамках приоритетного национального проекта "Образование". 57 вузам, и нам в том числе, выделили деньги - почти 500 миллионов рублей - на реализацию программ.
Прежде всего мы сделали индивидуальный навигатор и депозитарий, в котором слушатель может составлять образовательную программу, а также запустили несколько образовательных тренажеров и симуляторов. Многие курсы можно делать не в лекционной форме, а путем моделирования реальных задач - по управлению регионом, предприятием или отраслью. Например, в программах, которые моделируют управление регионами, слушателям доступны финансовые инструменты, которыми пользуются власти. Они оптимизируют различные параметры, например, повышают или понижают налоги. По итогам четырех дней (в программе проходит 6-8 лет) у кого-то валовый региональный продукт растет, а у кого-то нет. Это очень полезно с точки зрения обучения. Правда, эти программы пока доступны в основном для участников послевузовских программ.
Резюме Труда
Владимир Мау, ректор АНХ
Родился 29 декабря 1959 года в Москве.
Образование: Московский институт народного хозяйства, доктор экономических наук.
Предыдущие места работы: руководитель рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ.