Главная Работа 00:05 21 Ноября 2014 1793
Полет фантазии

Премьер-министр Дмитрий Медведев поставил задачу через 10 лет сделать Объединенную авиастроительную корпорацию ни много ни мало - третьим мировым центром авиастроения после Boeing и Airbus

Александр Дмитриев, Анатолий Журин

Через 10 лет Объединенная авиастроительная корпорация должна стать третьим мировым центром авиастроения, конкурирующим по объемам производства самолетов с группами Boeing и Airbus, — такую задачу поставил премьер Дмитрий Медведев на специальном совещании, посвященном долгосрочным программам развития авиастроительной и судостроительной отраслей. Для чего, к примеру, только производительность труда потребуется повысить в 7,5 раза. Даешь!

Еще никто и никогда не ставил перед авиационной промышленностью столь грандиозные задачи. Для сравнения: в 2012 году, который глава правительства взял за ориентир, Россия произвела 22 гражданских самолета, а Boeing — 601 авиалайнер, это по 4 самолета в неделю. И если ставить задачу догнать американских авиастроителей по выпуску самолетов хотя бы только «в штуках», то надо для этого поднять производство на отечественных заводах не в 7,5, а в 30 раз (!). То же самое потребуется от российской ОАК в соревновании с европейской корпорацией Airbus, выпустившей в 2012 году 588 самолетов.

Правда, в 2013 году выпуск гражданских самолетов в России вырос аж до 32 единиц, а в нынешнем ожидается еще больше — 36. Но это уже близко к пределу. Было дело — в 1990 году на авиазаводах РСФСР (без союзных республик) собрали 84 гражданских авиалайнера, и почти все существовавшие тогда мощности авиастроения сохранились. Правда, в полузаржавевшем виде. Подзаржавела и авиастроительная отрасль в целом, которая давно занимается фактически штучным производством. Россия растеряла былые конкурентоспособные преимущества гражданских самолетов большой дальности и вместимости. Лучший из имеющихся — Ил-96 — значительно дешевле иностранных конкурентов, но невыгоден в эксплуатации. По оценкам «Аэрофлота», его топливная эффективность на 38% ниже, чем у Boeing-767. А теперь в Америке выпускается новый «лайнер мечты» — Boeing-787, который экономичнее 767-го еще на 20%. Неудивительно, что в нынешнем году был выпущен лишь один Ил-96 — для нужд президентского авиаотряда.

Да и закупки государством самого продвинутого из ныне имеющихся гражданских региональных самолетов «Сухой Суперджет» (SSJ-100), согласно госпрограмме «Развитие гражданской авиации», к 2025 году должны возрасти лишь до 29 единиц — в том числе для нужд МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств. При таких более чем скромных амбициях нет никаких шансов потягаться с бразильскими или канадскими «бомбардье» и «эмбрайерами».

Тем не менее премьер говорил на совещании с абсолютной уверенностью: «Нам нужно активно работать и на свой рынок, и осваивать зарубежные рынки, включая рынки Юго-Восточной Азии, куда сейчас устремлены взгляды значительной части стран и где мы пытаемся также осваиваться, принимаем участие в различного рода форумах, выходим на покупателей: Нужно работать так, чтобы не было нареканий, чтобы наша продукция воспринималась как абсолютно конкурентоспособная по отношению к аналогам...»

В связи с этим вспоминается, как в апреле 1986 года в городе Тольятти на Волжском автомобильном заводе побывал генеральный секретарь ЦК КПСС, будущий первый президент CCCР Михаил Горбачев. Посетив управление главного конструктора «АвтоВАЗа», он произнес эпохальную фразу: «АвтоВАЗ» должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении!"

А всего через пять лет не было ни КПСС, ни генерального секретаря с его призывами и лозунгами, не имевшими ничего общего с жизненными реалиями. И даже той страны уже не было.

Наши эксперты отмечают, что слишком мало времени отпущено авиастроителям на то, чтобы «догнать и войти в первую тройку». Нашему самому массовому широкофюзеляжному Ил-62 потребовалось десять лет, чтобы пройти путь в десять лет от макета до первого полета. Причем сброчное производство вышло на проектную мощность только в 70-е годы. Но это был расцвет советского гражданского самолетостроения, все звенья от конструкторского бюро до летных испытаний работали как часы, поэтому собрать успели 269 широкофюзеляжных лайнеров. А вот с Ту-204, работа над которым началась в 1981 году, не успели. Завершающий этап пришелся на кризисные годы и в небо самолет получилось поднять спустя двадцать с лишним лет.

Конечно, сегодня не обязательно начинать с нуля, перспективные и даже уже получившие сертификаты летной годности самолеты есть как у «туполевцев», так и у «ильюшинцев». Но и там многое придется модернизировать в соответствии с новыми жесткими требованиями ИКАО, а это тоже требует времени, денег и квалифицированных кадров.

Если вам доведется наблюдать окончание рабочего дня, например, в ОКБ им. С.В. Ильюшина (сегодня это Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина), то обязательно обратите внимание на возраст сотрудников. Специалисты в подавляющем большинстве предпенсионного и пенсионного возраста. Талантливая молодежь надолго не задерживается: нет перспективных планов и достойной заработной платы. Ушли в прошлое достижения этого ОКБ: Ил-14, Ил-18, Ил-62, широкофюзеляжные Ил-86 и Ил-96. Правда, еще есть надежда на возобновление серийного выпуска региональных Ил-114, старт которому дал сам президент.

Может, лучше обстоят дела в других КБ? В финансовом отношении давно лучше других себя чувствует Объединенныя авиастроительная корпорация, которое и было названо в качестве главного претендента на выполнение заказа. Но если оценивать ситуацию здраво, то к месту вспомнить, сколько раз пересматривалась — естественно, в сторону возрастания — смета на производство громко распиаренного Суперджета, а потом еще и на устранение постоянно терзающих экипажи летных огрехов. Если главная ставка делается на серийный выпуск Суперджетов и МС-21, то просчитано ли, какую долю в этих машинах занимают зарубежные комплектующие? Ведь как мрачно шутят знающие люди, российские там могут быть только фюзеляжи. А ведь для того же Суперджета авионика и комплектующие поставляются как раз из стран, которые ужесточают антироссийские экономические санкции.

Преимущественно российскими фактически пока остаются дальнемагистральные и широкофюзеляжные самолеты — Ил-96 и Ту-204/214. Но сборка того и другого пока остается штучным производством и перевозчиками они не востребованы. Ближайшее время покажет, как на судьбе этих перспективных лайнеров отразятся амбициозные планы.

Слово эксперту

Виктор Горлов, заместитель министра гражданской авиации СССР по науке и эксплуатации авиационной техники, ныне возглавляет совет «Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации»

— Задача восстановления авиационной промышленности на порядок более сложная и затратная, чем наращивание собственного производства курятины и свинины. Поэтому для ее решения, во-первых, понадобятся финансовые ресурсы, сопоставимые с затратами на закупку новых вооружений. Во-вторых, требуется немедленно приступить к закупке из-за рубежа (из стран, не включившихся в санкции против нас) достаточного количества необходимого оборудования, поскольку производственные фонды сильно изношены. И в-третьих — использовать в гражданском самолетостроении тот все еще приличный задел в области военной авиации, который у нас имеется.

Конечно, наши авиакомпании сплошь и рядом эксплуатируют зарубежную технику. Но надо не обвинять их за это во всех грехах, а сделать правильные выводы. Ведь у перевозчиков просто не было выбора — без государственной поддержки, при отсутствии собственных ресурсов и при высоких банковских процентах они были вынуждены самостоятельно искать способы выживания. И они их нашли, получая в лизинг подержанные самолеты у зарубежных владельцев. Это фактически спасло от краха нашу гражданскую авиацию как вид современного транспорта. Если перевозчикам предложат конкурентные отечественные самолеты, причем на выгодных условиях, то кто же от такой альтернативы откажется?

Хочется надеяться, что за амбициозными заявлениями премьера стоят серьезные расчеты. Что наверху наконец осознали необходимость вернуть стране былые успехи в гражданском авиастроении. Почему бы нет? Лет 30 назад вряд ли кто предполагал, что места среди авиационных держав займут Бразилия и Канада. А сегодня «эмбрайеры» и «бомбардье» рассекают небеса многих стран. А ведь нам, в отличие от этих стран, с нуля начинать не надо. Если у первых лиц нашего государства наконец возникли такие намерения, то это надо только приветствовать. И не беда, если несколько ошибочными станут сроки реализации обещания, главное, чтобы началось движение, о чем уже не один десяток лет твердит наше авиационное сообщество.

 

Власти Петербурга решили вспомнить хорошо забытое старое

Василий Слепаков
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Власти города на Неве, где с осени тротуары всякий раз превращаются в каток, разочаровались в частных подрядчиках и решили вспомнить хорошо забытое старое. А именно: возложить ответственность за состояние крыш,...

Работа 00:23 / 08 Ноября 2024 7540
Новые обеспеченные

На фоне роста зарплат в России появился «новый средний класс», сообщают аналитики-оптимисты

Ирина Хмара
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Для внезапно выбившихся в князи уже придумали название: «новые обеспеченные». Как объясняют эксперты, сейчас у этих людей «гиперкомпенсация потребления»: они спешно отъедаются за предыдущие годы, стараясь...

70% опрошенных при этом отметили, что корпоративных пенсионных программ у них в компаниях не предусмотрено 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

45% россиян, участвующих в корпоративных пенсионных программах по месту работы, хотели бы получать пенсию в размере 50 и более тысяч рублей. Об этом свидетельствуют результаты исследования нескольких сервисов, с которыми ознакомились журналисты...

Госдума начала работу над законопроектами, ужесточающими миграционную политику 

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Представителей сфер образования и здравоохранения необходимо исключить из списка профессий, по которым иностранцам предоставляется вид на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке. Об этом в среду, 16 октября заявил...

Работа 00:01 / 08 Ноября 2024 5259
Жмурки-2024

В последнее время всякие официальные лица взяли моды игнорировать запросы журналистов – даже официальные

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Такое ощущение, что чиновников как бы и вовсе нет. Но только не в день получки. Фото: White House, globallookpress.com

На прошлой неделе последовало продолжение скандала с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Народный избранник отказался отвечать на вопросы журналиста по теме скабрезного видео, распространенного в Сети,...

Благодаря этому фрилансеры должны получить возможность официально уходить на больничный 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Министерство труда РФ подготовило законопроект о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Запустить его предлагается с 1 января 2026 года, сообщают «Ведомости». Эксперимент...

Работа 00:07 / 15 Ноября 2024 5089
Буду вечно молодой!

Как выяснили социологи, к старости пытается готовиться лишь четверть россиян

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ничтожно мало опрошенных россиян заявили, что всерьез рассчитывают на пенсию. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Недавний опрос ФОМа показал: лишь четверть россиян пытается готовиться к старости. Остальные, судя по ответам, стараются не думать о таких малоприятных вещах, как «возраст дожития» (так это называется на канцелярском...

Первая же трудовая неделя ноября, наоборот, порадует дополнительным выходным 

Первая рабочая неделя ноября станет для россиян короткой: трудовыми будут дни с 5 по 8 ноября (со вторника по пятницу). Причиной является празднование Дня народного единства, отмечаемого в России 4 ноября. Соответствующая информация появилась...

Сейчас работающие россияне получают во время болезни до четырех тысяч рублей ежедневно

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr., globallookpress.com

Максимальный размер выплаты по временной нетрудоспособности в 2026 году составит порядка 207,6 тысяч рублей в месяц. Это эквивалентно 6800 рублям в день. Об этом в субботу, 2 ноября сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу...

«Одной из главных целей противоминной деятельности является равный доступ к работе в этой сфере», - заявили в минобороны страны 

Фото: © Vyacheslav Madiyevskyy, globallookpress.com

Власти Украины намерены привлекать к разминированию территорий инвалидов, женщин и ветеранов. Об этом в субботу, 2 ноября сообщило на своем сайте министерство обороны страны. «Одной из главных целей противоминной деятельности...

Ранее такая мера действовала только в течение года 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Для российских военных, участвующих в боевых действиях в зоне специальной операции, трудовые договоры с гражданскими работодателями будут приостанавливаться на весь период службы. Об этом в четверг, 31 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил...

Отечественная экономика должна стать экономикой высоких зарплат, подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат. В этом – ключ к повышению эффективности производств, заявил во вторник, 29 октября президент РФ Владимир Путин. Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов...

Работа 00:11 / 08 Ноября 2024 4788
Почти медики

Минздрав разрешил отучившимся три курса студентам-медикам работать на должностях среднего медперсонала и фармацевтов

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Это «ноу-хау» ввели не от хорошей жизни. Фото: Андрей Аркуша/Russian Look, globallookpress.com

Минздрав РФ сделал свой приказ о допуске студентов-медиков к работе бессрочным (ранее он действовал до 1 марта 2025 года). Согласно этому приказу отучившиеся три курса студенты могут занять должности, куда...

И работающие, и неработающие пенсионеры получат пенсии с учетом индексации в январе

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Российские пенсионеры начнут получать проиндексированную пенсию в январе 2025 года. Как передает РИА Новости, об этом рассказал глава Социального фонда РФ Сергей Чирков. «В январе уже наши граждане — и работающие, и неработающие...

К 2030 году он должен составлять не менее 35 тысяч рублей в месяц

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект, который предполагает увеличение в России в 2025 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 22440 рублей. Об этом сообщили в пресс-службе нижней палаты парламента. «С...

Подавляющее число нарушений было зафиксировано в сфере миграционного законодательства

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники полиции и ГИБДД выявили в ходе рейда по проверке миграционного законодательства, который прошел в Москве и Московской области, 250 нарушителей. Об этом сообщило в своем в Telegram-канале Главное управление по вопросам миграции МВД...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?