Новые дополнения к закону «О безопасности дорожного движения» призваны облегчить жизнь водителям. Например, те, кто планирует ездить только на автомобилях с автоматической коробкой передач, смогут сдать экзамен на такой машине. Это будет быстрее и легче, но пересесть на авто с «механикой» не получится, придется переучиваться.
Еще одна цель закона — повысить безопасность на дорогах. Права дополнительных категорий должны будут иметь водители трамваев, троллейбусов, маршруток и даже легких мотоциклов.
Для тех, кто уже сейчас имеет права, ничего не изменится: после истечения срока действия их достаточно будет просто продлить. Учиться и сдавать дополнительные экзамены никто не заставит.
Во всем виновата конвенция
Изменения, которые ждут российских автолюбителей, — результат ратификации Венской конвенции. Согласно ей перечень категорий прав должен соответствовать международным стандартам. Сейчас же в России действует перечень категорий транспортных средств, который был принят Государственной думой 15 ноября 1995 года.
Старый перечень включает в себя пять категорий: А — мотоциклы, В — автомобили до 3,5 тонны, в которых не более восьми мест, С — грузовые автомобили массой более 3,5 тонны, D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, и E — автомобили с прицепом и автопоезда.
Новый перечень серьезно увеличивает число вариантов. Категория, А будет включать в себя мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (в том числе трехколесные и четырехколесные) с объемом двигателя более 50 см³ и скоростью свыше 50 км/ч. А вот тем, кто хочет водить легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 см³, и максимальной мощностью до 11 кВт, придется получить права категории А1. Кстати, стать их обладателем можно будет уже в 16 лет.
Изначально новый закон должен был наградить правами и владельцев мопедов с объемом двигателя, не превышающим 50 см³. Однако пока их любители могут вздохнуть спокойно — категории прав М не будет. Временно или вообще — не известно.
Для владельцев легковушек не изменится почти ничего. «Новый закон облегчит жизнь водителям, которые планируют ездить на автомобилях с автоматической коробкой передач», — замечает
Кому станет сложнее
Дополнительные категории появятся для водителей, которые управляют грузовыми автомобилями или общественным транспортом. Например, если водитель планирует сидеть за рулем грузового автомобиля с прицепом максимальной массой более 750 кг, то ему придется получить права категории СЕ. Новые отметки получат и те, кто будет управлять пассажирским транспортом с прицепом.
Дополнительные категории прав будут введены и для водителей общественного транспорта: категория Tm — для водителей трамваев, Tb — для водителей троллейбусов.
Именно эти нововведения должны в лучшую сторону повлиять на безопасность на дорогах. Чем сложнее будет работа (больше пассажиров, тяжелее машина, прицеп), тем более высокую категорию придется получать, а соответственно, иметь больше опыта и знаний. Но так должно быть, а на самом деле дополнительные категории могут стать профанацией — лишь для галочки. К тому же это может всколыхнуть черный рынок прав, который существовал и будет существовать, несмотря ни на какие нововведения.
Учить некому
Константин Шутов из ФАР уверен, что сейчас самая главная проблема — это обучение водителей. Ежегодно число тех, кто имеет права, увеличивается примерно на 2%. Поэтому результаты обучения по новым правилам будут видны лет через десять — именно тогда число водителей с новыми правами станет существенным.
По мнению Шутова, сейчас большинство автошкол не учат вовсе или дают очень плохую подготовку, а то и просто занимаются сбором денег для экзамена в ГИБДД. В таком случае все дополнительные категории и переподготовка просто не имеют смысла.