Права стали категоричнее

Госдума приняла в первом чтении закон, который позволит автовладельцам выбирать из большего количества вариантов водительских прав. Правда, коснется нововведение только новичков

Новые дополнения к закону «О безопасности дорожного движения» призваны облегчить жизнь водителям. Например, те, кто планирует ездить только на автомобилях с автоматической коробкой передач, смогут сдать экзамен на такой машине. Это будет быстрее и легче, но пересесть на авто с «механикой» не получится, придется переучиваться.

Еще одна цель закона — повысить безопасность на дорогах. Права дополнительных категорий должны будут иметь водители трамваев, троллейбусов, маршруток и даже легких мотоциклов.

Для тех, кто уже сейчас имеет права, ничего не изменится: после истечения срока действия их достаточно будет просто продлить. Учиться и сдавать дополнительные экзамены никто не заставит.

Во всем виновата конвенция

Изменения, которые ждут российских автолюбителей, — результат ратификации Венской конвенции. Согласно ей перечень категорий прав должен соответствовать международным стандартам. Сейчас же в России действует перечень категорий транспортных средств, который был принят Государственной думой 15 ноября 1995 года.

Старый перечень включает в себя пять категорий: А — мотоциклы, В — автомобили до 3,5 тонны, в которых не более восьми мест, С — грузовые автомобили массой более 3,5 тонны, D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, и E — автомобили с прицепом и автопоезда.

Новый перечень серьезно увеличивает число вариантов. Категория, А будет включать в себя мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства (в том числе трехколесные и четырехколесные) с объемом двигателя более 50 см³ и скоростью свыше 50 км/ч. А вот тем, кто хочет водить легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 см³, и максимальной мощностью до 11 кВт, придется получить права категории А1. Кстати, стать их обладателем можно будет уже в 16 лет.

Изначально новый закон должен был наградить правами и владельцев мопедов с объемом двигателя, не превышающим 50 см³. Однако пока их любители могут вздохнуть спокойно — категории прав М не будет. Временно или вообще — не известно.

Для владельцев легковушек не изменится почти ничего. «Новый закон облегчит жизнь водителям, которые планируют ездить на автомобилях с автоматической коробкой передач», — замечает вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) по законодательству Константин Шутов.

Кому станет сложнее

Дополнительные категории появятся для водителей, которые управляют грузовыми автомобилями или общественным транспортом. Например, если водитель планирует сидеть за рулем грузового автомобиля с прицепом максимальной массой более 750 кг, то ему придется получить права категории СЕ. Новые отметки получат и те, кто будет управлять пассажирским транспортом с прицепом.

Дополнительные категории прав будут введены и для водителей общественного транспорта: категория Tm — для водителей трамваев, Tb — для водителей троллейбусов.

Именно эти нововведения должны в лучшую сторону повлиять на безопасность на дорогах. Чем сложнее будет работа (больше пассажиров, тяжелее машина, прицеп), тем более высокую категорию придется получать, а соответственно, иметь больше опыта и знаний. Но так должно быть, а на самом деле дополнительные категории могут стать профанацией — лишь для галочки. К тому же это может всколыхнуть черный рынок прав, который существовал и будет существовать, несмотря ни на какие нововведения.

Учить некому

Константин Шутов из ФАР уверен, что сейчас самая главная проблема — это обучение водителей. Ежегодно число тех, кто имеет права, увеличивается примерно на 2%. Поэтому результаты обучения по новым правилам будут видны лет через десять — именно тогда число водителей с новыми правами станет существенным.

По мнению Шутова, сейчас большинство автошкол не учат вовсе или дают очень плохую подготовку, а то и просто занимаются сбором денег для экзамена в ГИБДД. В таком случае все дополнительные категории и переподготовка просто не имеют смысла.