Ясного ответа на причины прискорбного "феномена" пока нет. Экономика области стабилизировалась, зарплата и пенсия выдаются вовремя, развлечений хватает. Поэтому привычный тезис о пьянстве от безысходности как-то не проходит. Однако в Ярославской области за 12 месяцев было продано крепких напитков столько, что выходит по 18 с половиной литров на человека. Это без учета вин, шампанского, пива и всякого рода суррогатов. Статистики уверяют, что на алкоголь уходит каждый седьмой рубль из кошелька ярославца. Последствия такой любви к бутылке плачевны. Треть всех преступлений на территории области совершается "под градусом", а семь процентов жителей, к которым выезжает "скорая", - люди, упившиеся "до потери пульса".
За прошлый год местные предприятия произвели 1 220 000 декалитров "веселящей жидкости" - а продано ее было почти втрое больше. Объяснение простое: более половины крепких напитков, купленных ярославцами, является суррогатом.
Проблема не новая. Еще пару лет назад стали поступать сигналы, что в область нелегально приходят десятки цистерн этилового спирта. Тогда же резко подпрыгнула кривая алкогольных отравлений. В ответ губернатор распорядился клеймить настоящую водку специальными голографическими марками. Однако это лишь повысило стоимость бутылки нормального производителя и усилило спрос на дешевое пойло.
В Ярославле преступный бизнес особо процветает в "спальных" районах. Тамошние палатки почти всегда тихонько торгуют какими-нибудь странными жидкостями по 20-25 рублей "за пузырь". Недавно налоговая полиция извлекла из ларька на улице Урицкого четыре ящика фальсификата - этилового спирта, смешанного с сырой водой и разлитого в старые пивные бутылки. Спустя несколько дней в доме по улице Орджоникидзе опечатали квартиру, хозяйка которой производила "настоящую водку" путем разбавления автомобильной жидкости "Антилед". Тогда же в ларьке на Тутаевском шоссе обнаружились чекушки с пугающей надписью "полупродукт натуральный растительный". Подобным находкам нет числа. Однако полно случаев, когда виновных и наказать-то сложно.
У частного предпринимателя Артака Акопяна все, как говорится, на виду. Вполне официально он открыл киоск по продаже емкостей с очистителем стекол. Литр жидкости, на 95 процентов состоящий из спирта, стоит 16 рублей. Судя по длинной очереди, желающих "помыть стекла" подозрительно много. Аналогичную картину можно увидеть у ларька, где за 35 рублей предлагают литровые бутыли некоего "растворителя для хозяйственных нужд".
Как говорит начальник комитета по защите прав потребителей мэрии Ярославля Валентина Небренчина, именно бытовая химия, применяемая "внутрь", вызывает сегодня растущую тревогу. Ведь документы-то у торговцев в порядке, и пресечь их бизнес крайне трудно. Неясно также, что делать с армией любителей "фармацеи". В Ярославле - около ста аптек, и почти каждая торгует таким популярным лекарством, как настойка боярышника. За пузырек просят всего 11 рублей, а по своей "убойной" силе он заменяет почти полбутылки водки.
Еще катастрофичнее ситуация на селе, куда контрольные органы зачастую просто не могут добраться. "Сухо в горле только в сенокос", - говорят там. Поскольку уровень зарплат ниже, чем в райцентрах, "казенная" водка популярностью вообще не пользуется. Местных алкашей выручают исключительно земляки-самогонщики. Их расплодилось столько, что кое-где действует конвенция: одно лето первач гонят хозяева нечетных домов, другое лето - четных. Стоит поллитра напитка всего 25 рублей, и в сводках то и дело мелькают последствия его "дегустации". За последние дни отличились, например, папаша из деревни Починок Пошехонского района, по-пьяни едва не зарубивший дочку-восьмиклассницу, и мамаша из деревни Гари Большесельского района, которая "надралась" так, что во время кормления грудного ребенка уснула, придавив его своим телом, - малыш скончался от удушья.
На контроль со стороны государства еще трезвые крестьяне надеются, впрочем, мало. Рассчитывают главным образом на свои силы. Администрация Пошехонского района, например, предлагает следовать почину жителей деревни Гостилово. Те собрались на сход и решили, что "люди, торгующие подпольно спиртными напитками на дому, не могут пасти свой скот в общественном стаде и обрабатывать личные участки кооперативной техникой". Главы еще нескольких сельских администраций предлагают другой способ - выбивать клин клином. Недавно они обратились к губернатору области за разрешением открыть в глубинке муниципальные спиртовые заводики. Мол, дешевая муниципальная водка все же лучше частного самогона, и умирать люди станут реже.
Медики, впрочем, такому варианту не рады. Уменьшится число отравлений, но вырастет количество "алкогольных" болезней, которые все равно загонят человека в гроб. Особенно если приучать себя к спиртному "с младых ногтей"...
Пиво стало для молодежи таким же непременным атрибутом, как жвачка. Местное предприятие выпускает сегодня 11 сортов жидкости, включая марку с характерным названием "Молодежное". С точки зрения производителей, все формальности соблюдены - официально их продукция даже алкогольной не считается. Можно даже услышать утверждения про то, что лучше пиво за столиком, чем денатурат в подъезде. "Вот только алкоголизм от него развивается точно так же, как и от крепких напитков", - говорит главный санитарный врач области Сергей Мелюк.
Когда гуляешь по вечернему Ярославлю, хочется подобно Ильфу и Петрову воскликнуть: "Казалось, что жители города рождались только для того, чтобы упиться". Вся пешеходная улица Кирова, длина которой составляет примерно 150 метров, заполнена молодежью. Здесь 12 кафе, баров и уличных палаток, где можно хлебнуть что ярославского, что привозного продукта. Такая же ситуация в других местах - причем возникает ощущение, что питейные заведения словно специально жмутся к самым известным памятникам истории и культуры. Под вечер немало горячих поклонников "народного напитка" можно увидеть уже на газонах. Особой популярностью пользуется "Праздник пива". Целый день идет гульба с карнавалами, конкурсами, песнями-плясками, ну и, конечно, с целым океаном хмельной жидкости "по цене завода-производителя". Всякий раз организаторы клянутся, что не будут обслуживать там школьников. И всякий раз именно эти самые школьники пьяненькие бродят по городу. Ведь как бы ни равняли взрослые пиво к лимонаду, но если потребить внутрь банок пять, то мало не покажется.
Любое сборище подростков оставляет после себя столько пустых пивных банок и бутылок, что их приходится вывозить чуть ли не на самосвалах. А для главного врача отделения острых алкогольных психозов областной психиатрической больницы Олега Рюмина особенно страшно, что пиво становится "стильным" и модным у юных дам. "Девушки пьют наравне с парнями, понятие стыда забыто. А если русская женщина спивается, о каком генофонде нации может идти речь?" - говорит он.
При взгляде на "пьяную" картину размером в регион возникает чувство безысходности. Местные власти охотно соглашаются, что алкоголь - это свинство. Однако на эмоциях все и заканчивается. Ведь как ни кляни "змия", а продажа пива и водки существенно пополняет местную казну. Здешний ликеро-водочный завод, например, ежемесячно отчисляет в бюджеты разных уровней суммы, эквивалентные 800 тысячам - миллиону "условных единиц". Пивопроизводители - тоже крупнейшие налогоплательщики, дающие в городской бюджет 40 процентов средств, да еще ежегодно 3 миллиона рублей на разные социальные программы. Поэтому чиновики как-то не спешат предлагать конкретные меры борьбы с зельем , отделываясь общими фразами о необходимости повышать культуру и развивать спорт. Только вот забывают сказать, что денег на это почти нет. И не видно пока выхода из "пьяного" круга, по которому бредут ярославцы...
почем сто грамм?
средняя стоимость 100 граммов спиртосодержащих
жидкостей в Ярославской области:
водка - 12 руб.
настойка боярышника - 11 руб.
"подпольная" водка - 6 руб.
самогон - 5 руб.
"растворитель бытовой" - 3 руб.50 коп.
пиво - 2 руб.40 коп.
жидкость для очистки стекол - 1 руб. 60 коп.