Главная Культура 00:05 21 Июня 2019 1370
Это сладкое слово «цензура»

Появится ли в нашем кинематографе полка с «вредными» фильмами?

Леонид Павлючик
Кадры из фильмов «Строгий юноша», «Покаяние», «Интервенция», «Комиссар» с сайта kinopoisk.ru

Наше общество беременно цензурой. По разным опросам, за право государства контролировать сферу искусства, направлять и вразумлять несознательных творцов, а то и запрещать «вредные» произведения выступает больше половины, а то и до 80% россиян. Объясняют неразумным: мол, в советское время власть строго следила за выходом фильмов на экраны, на корню пресекая все попытки отклонения от генеральной линии партии, зато какой кинематограф создали! До сих пор смотрим и пересматриваем те старые добрые фильмы. Это так — и совсем не так.

Начну с того, что почти все шедевры советского кино, даже невинные комедии Леонида Гайдая, рождались на сопротивлении цензуре и партийно-идеологическим установкам власти. Да, многие честные, живые ленты с боями и потерями пробивались к зрителю, но многие, увы, до экрана не доходили. Возник даже термин такой — «полочное кино». В перестроечные годы Конфликтная комиссия Союза кинематографистов СССР, созданная по инициативе Элема Климова и возглавляемая киноведом Андреем Плаховым, сняла с пресловутой полки порядка 250 (!) картин. Это ведь целая кинематография, которой могла бы гордиться какая-нибудь страна.

Среди полочных картин оказались даже немые ленты, созданные в 1920-1930-е годы. Так, фильм одного из пионеров советского кино Абрама Роома «Строгий юноша» по пьесе Юрия Олеши был положен на полку в 1936-м. А «Покаяние» Тенгиза Абуладзе арестовали в самый канун перестройки. И ни в одной из запрещенных картин члены комиссии крамолы не обнаружили. А ведь это не только невинно пострадавшие фильмы, зачастую это еще и сломанные судьбы их создателей. Сторонники цензуры, ответьте, вы хотите повторения этого опыта?

Благодаря действиям комиссии были выпущены на экраны, отправлены на фестивали ранее запрещенные или кастрированные цензурой прекрасные картины Марлена Хуциева, Андрея Тарковского, Алексея Германа, Ларисы Шепитько, Глеба Панфилова, Александра Сокурова, Владимира Мотыля, Сергея Параджанова, Андрея Кончаловского, Геннадия Полоки, Киры Муратовой, Юрия Ильенко, Александра Аскольдова, Булата Мансурова: Без них наша сегодняшняя духовная жизнь была бы неизмеримо беднее.

Нынче цензура у нас запрещена Конституцией. Но по факту она, увы, поднимает голову, обретая и скрытые, и вполне открытые формы. В последние годы у нас не были допущены до экрана фильмы «Клип» Майи Милош, «Любовь» Гаспара Ноэ, «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи: Первый, напомню, победил на Роттердамском фестивале, премьера второго состоялась в Каннах, а насмешливая антитоталитарная «Смерть Сталина» была признана лучшей европейской комедией года.

Но нашему Министерству культуры, отказавшему фильмам в прокатном удостоверении, фестивальные победы не указ. Хотя запретителей следовало бы привлечь к ответственности за покушение на Основной закон РФ, однозначно запрещающий цензуру. Но прокатчики судиться с мощной государственной структурой не рискнули. Более того, недавно они сами, уже без указаний министра Мединского, вырезали сексуальные сцены из фильма «Рокетмен», повествующего о бурной жизни Элтона Джона, чем весьма разгневали и авторов фильма, и самого певца. Случился маленький скандал. Но ведь может случиться и большой — с международными судами и большими штрафами.

Что касается российского кино, то здесь случаи прямого запрета картин сравнительно редки. На память приходит только фильм «Приказано забыть» Хусейна Эркенова, рассказывающий о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Чиновники Минкультуры усмотрели в картине то ли «нарушение исторической правды», то ли «разжигание межнациональной розни», хотя критики, успевшие увидеть картину до запрета, таких грехов в ней не нашли. Вторым легшим на новую полку фильмом стал «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, которому отказали в выдаче «прокатки» из-за нежелания авторов «запикивать» нецензурную лексику — она у нас на экране нынче под запретом. В отличие, надо сказать, от европейских стран, где проблема регулируется возрастными ограничениями. Да и самих разрешительных удостоверений практически нигде в Европе уже нет. Там прокатчики выпускают фильмы на экраны в уведомительном порядке.

С приходом в Минкультуры Владимира Мединского тактика ведомства во многом изменилась. Теперь неудобные фильмы останавливают еще на стадии замысла. Так, «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Дурак» Юрия Быкова были последними остросоциальными фильмами, которые получили финансирование от государства. «Нелюбовь» и «Завод» Звягинцев и Быков снимали уже на частные инвестиции. Сегодня ни один острый, проблемный фильм не имеет шансов получить господдержку. У руководителей нашего кино нынче в приоритете патриотические духоподъемные блокбастеры типа фильмов «Легенда № 17», «Движение вверх», «Легенда о Коловрате», «Викинг», «28 панфиловцев» и всевозможных картин про танки. Раньше военный кинематограф рассказывал о людях, теперь вот о танках...

Легенды в основном куются на материале советской и глубокой российской истории — сегодня властям гордиться особенно нечем. И о том, что горстка олигархов и высокопоставленных чиновников владеет основными материальными ресурсами страны, а половина населения живет в унизительной бедности, вы из нашего кино (не только игрового, но и документального) не узнаете. Режиссеры предусмотрительно обходят острые темы стороной. На недавно закончившемся главном национальном фестивале «Кинотавр» больше половины программы составляли фильмы про семью и супружеские измены. Такой самоцензуры наше кино не знало, похоже, и в глухие застойные годы.

P.S. Самое прискорбное, что о цензуре тоскуют не только чиновники, но и зрители. Те волны тщательно взбиваемого общественного негодования, которые еще до выхода фильмов обрушивались на несчастную «Матильду» Алексея Учителя, или на спорный «Праздник» Алексея Красовского, или на бесспорно хороший антивоенный фильм «Братство» Павла Лунгина (в эти дни он представляет российское кино на крупнейшем Шанхайском кинофестивале), доказывают, что наше общество по своей ментальности еще осталось советским. Что оно оказалось не готово к свободе. В том числе к свободе выбирать себе зрелище по возрасту, уму и душе, без запретов и указующего перста государства.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5321
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4770
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...