Вчера в Государственной думе на круглом столе с участием руководства Федеральной миграционной службы сформировали рабочую группу для создания Миграционного кодекса России. Вместо нынешних 800 с лишним нормативно-правовых актов, которые регулируют эту сферу, должен появиться четкий и понятный документ, регулирующий миграцию в Россию и из нее во всех случаях и на любых стадиях.
Идея давно назрела: сегодня в стране, по разным данным, от 6 до 12 млн приезжих из-за рубежа, из которых официально регистрируются не более половины, а более или менее достоверные сведения имеются в лучшем случае о каждом четвертом. При этом подавляющее большинство мигрантов в той или иной степени почти постоянно нарушают российские законы. Но и местные власти с такой же частотой и постоянством нарушают права и законные интересы «понаехавших тут».
Придраться к мигранту легко из-за обилия противоречивых правоустанавливающих документов, выпущенных самыми различными ведомствами. Опытный приезжий знает: если не нарушил Уголовный и Трудовой кодексы, не попался на административном законодательстве — при желании его могут обвинить в игнорировании ведомственного документа, министерской инструкции, вплоть до распоряжения местного ЖЭКа. И не поможет никакой юрист — только взятка.
Руководитель центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева говорит, что разночтения законодательных актов возникают постоянно. «Многие законы противоречат друг другу, их можно по-разному толковать, и сейчас прежде всего надо совершенствовать правоприменительную практику, — говорит она. — А новый законодательный акт в виде кодекса может только больше запутать ситуацию».
Но прежде чем браться за столь серьезный и всеобъемлющий документ, хорошо бы осознать, зачем он нужен и что мы от него хотим. Как говорится в старой притче о строителях моста, перед тем как браться за работу, требуется решить основополагающий вопрос, как строить мост: вдоль или поперек?
Известно, что концепция развития миграционной политики России до 2025 года, разработанная ФМС, предусматривает развитие экономики, в том числе за счет мигрантов. Уже через три года — к
Это немного. В сравнительно благополучном по демографическим показателям 2012 году у нас родились около 1,9 млн младенцев, при этом умерли на 2,5 тысячи больше. Теперь предполагается, что за ближайшие 15 лет в страну должны приехать на постоянное жительство 4,5 млн «новых россиян» — чтобы как минимум восполнить естественную убыль прежних лет. Причем в подавляющем большинстве это, видимо, будут не славяне. Их потребуется учить (прежде всего языку), лечить, воспитывать, социализировать. А обеспечивать себя работой они уже научились сами, причем не только в строительстве и коммунальной сфере, но и на транспорте, в торговле и общественном питании, социальных службах — далее везде.
Тем не менее, на пакет мер по формированию новой миграционной политики ФМС запрашивает из федерального бюджета немалые деньги — около ста млрд. рублей в год. То есть примерно по 20 тыс. рублей на каждого потенциального «нового россиянина». Правда, немалая доля из этих денег уходит на борьбу с незаконной миграцией. Но на «одомашнивание» приезжих кое-что остается — тем более, что особую заботу ФМС проявляет о специалистах, «обладающих востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией». В частности, с помощью и на деньги ФМС в республиках Средней Азии создаются ПТУ для будущих мигрантов. Которые уже сейчас пользуются большим спросом: старательные, непьющие, непривередливые, согласные на низкую (для местных) зарплату и «откаты» начальству. Клад, а не люди!
Вопрос: а что будем делать с «местными»?
С малоквалифицированных работ (дворники, сторожа, землекопы и т.д.) в крупных городах их уже вытесняют. На высококвалифицированную не берут — не обучены. Что дальше — как скоро они возьмутся за древоколье?
В развитых странах — Германии, Франции, Великобритании, США — эта проблема тоже есть. Но она иная: приезжие гастарбайтеры занимают места малоквалифицированных рабочих, а местное население в подавляющем большинстве идет в «сине-белые воротнички». А потому на трудовой почве там конфликты редки. В России формируется иная ситуация.
Выход из нее есть: в стране нужно опережающими темпами создавать новый класс — квалифицированных специалистов. Об этом уже говорил в своих предвыборных статьях Владимир Путин и даже пообещал в 2020 году создать 25 млн. новых, высокотехнологичных рабочих мест. «Это чрезвычайно сложная задача, — говорил президент. — Но мы сможем ее решить, если переведем в ближайшее время экономику на инновационные рельсы...».
Увы, за последний год не сделано ничего — ни «новых рельс», ни новых работников. Более того: до сих пор даже не появилась государственная программа создания таких рабочих мест. Хотя в Европе и США подобные программы давно разрабатываются, утверждаются на высшем уровне — и выполняются! Они называются программами борьбы с безработицей, но изначально создаются государством не для подготовки чернорабочих.
Глава экономического ведомства Андрей Белоусов без тени беспокойства заявляет, что сейчас в РФ около 9 млн высокопроизводительных рабочих мест во всех отраслях экономики. А «поскольку создание одного высокопроизводительного рабочего места обойдется примерно в
В итоге получается, что за ближайшие 8 лет бизнесу нужно будет выложить на реализацию этой задачи от 250 до 750 млрд. долларов. Разве это реально?
В общем, на разработку Миграционного кодекса — то есть, условий для «цивилизованной миграции» у власти есть и время, и желание. Но почему-то никто не думает, что станет с коренными россиянами, когда приезжие «новорусские» укоренятся в стране.
Голоса
Иван Грачев, депутат Госдумы
— Страны, которые думают о будущем, регулируют миграцию. Например, Австралия и Канада принимают все меры, чтобы талантливые, получившие хорошее образование люди ехали в страну. И в то же время ограничивают поток неквалифицированной рабочей силы. Кодексом это должно регулироваться или законом, но в любом случае такое дифференцированное отношение должно быть обязательно прописано. И еще два ключевых момента. Облегченный режим получения гражданства и льготы должны иметь соотечественники и те, кто готов перебраться в отдаленные и перспективные для развития территории. Грубо говоря, привилегиями там пользуешься, а тут — нет.
Ренат Каримов, председатель Профсоюза трудящихся-мигрантов
— Мы высказывали российским властям наше недоумение по поводу того, что по закону работодатель сегодня не оплачивает взносы в фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования за трудового мигранта. Естественно, иностранцы выгоднее, именно их предпочитает предприниматель, а это, в свою очередь, порождает обиды, межэтническую напряженность. В советское время на ударных стройках, на освоении природных богатств Сибири трудились вместе с русскими украинцы, молдаване, армяне, узбеки. Львиная доля этих богатств чудесным образом оказалась в частных руках. И вот теперь те, кто это все создавал, оказались иностранцами, они платят 30% налогов, а хозяева — 13%. Разве это справедливо?