Именно тогда первый представитель нашей страны был торжественно принят в ряды академиков «Лауреус» – им стал четырехкратный олимпийский чемпион по гимнастике Алексей Немов.
Международную академию «Лауреус» большинство российских болельщиков пока воспринимают лишь как некий аналог киношного «Оскара». Чаще всего наши СМИ упоминают «Лауреус», когда подводятся итоги очередного спортивного года: авторитетная комиссия из звезд мирового спорта, входящих в эту академию, определяет лучших, а также самых перспективных атлетов года, лучшую команду года, лучшего паралимпийца и т.д. Между тем кроме парадно-праздничных «Лауреус» проводит много мероприятий рутинных, повседневных и очень необходимых массовому спорту и вообще процессу воспитания молодежи. Особенно много внимания уделяется детям с различными отклонениями здоровья, из неблагополучных семей и регионов. Именно в таком качестве Алексей Немов сейчас привез «Лауреус» в Россию.
– Меня как члена своей академии начиная с 2008 года «Лауреус» уже привлекала к подобным мероприятиям, которые проходили в разных странах мира и даже разных континентах, – рассказал «Труду» Алексей Немов. – Мы проводили мастер-классы с детьми, играли с ними, рассказывали о большом и массовом спорте. Я рад, что теперь дошло это и до России. Я готов ездить по российским городам и селам.
– К каким видам спорта кроме гимнастики вы приобщаетесь?
– Футбол, баскетбол – играю как могу. Люблю плавание, прыжки в воду.
– Прыгать с вышки входило в программу подготовки гимнастов?
– Наоборот, я действовал по собственному желанию, которое не всегда совпадало с планами тренеров. Прыгал с семиметровой вышки, делал полуторное сальто. Однажды во время подготовки к Сиднею, когда прыгнул с десятиметровой, попался на глаза тренеру Леониду Аркаеву. Тот долго злился, мягко говоря.
– На Олимпиаде в Лондоне какие события произвели на вас наибольшее впечатление?
– Победа Ильи Захарова. Я искренне порадовался, что впервые после ухода Димы Саутина у нас появился мировой лидер в прыжках в воду. Конечно, наша волейбольная команда, поразившая в первую очередь своим волевым победным духом.
– Каковы были ваши функции в Лондоне?
– Работал сразу на трех фронтах – в ОКР с его президентом Александром Жуковым, в Федерации российской гимнастики, еще вместе с «Боско».
– Удавалось вам вмешаться в какие-то спорные моменты в судействе, когда что-то решалось не в пользу россиян?
– Я только наслаждался прекрасным зрелищем соревнований. Но аккредитации на служебную территорию у меня не было. Я не вхожу в международную федерацию, так что не в моей компетенции это было. Но среди международных чиновников я встретил много своих бывших друзей-соперников.
Например, Йордана Йовчева – он президент своей национальной федерации, и в этом ранге выступал в Лондоне на помосте! С удовольствием я пообщался с Янгом Уэем. Правда, эти двое на работу судейской бригады не имели влияния. Из моих соперников уже больше никто не выступает, кроме ветерана Йордана Йовчева, но многие стали хорошими тренерами. Постоянно виделся в Лондоне с моими давними российскими друзьями – Сашей Поповым и Сашей Карелиным.
– Чего нам ожидать от российской гимнастики в ближайшие годы?
– Одна из главных задач перед нашей федерацией – оставить на посту тренера женской сборной Александра Александрова и не допустить того, чтобы его переманили в другую сборную. Наша спортивная гимнастика на протяжении многих поколений была среди мировых лидеров, и потому сейчас не вижу смысла приглашать к нам тренеров-легионеров. Другое дело – вернуть к нам российских специалистов, которые в свое время разъехались по разным странам ради заработков, потому что в России у них зачастую не было подходящих условий для работы. В женской сборной уже произошел тот прорыв вперед, который мы долго ждали.
– Во многих регионах России созданы школы с именем олимпийских чемпионов и других выдающихся спортсменов. А как насчет школы Немова?
– Для этого должна быть проявлена воля руководителей регионов. С Самарской областью у меня неплохие контакты остались. Кроме того, к руководству там пришел Николай Меркушкин – человек, любящий спорт. Но многое упирается в материальную составляющую. Приходится тратить на различные социальные нужды, и порой на спор может не оставаться достаточно средств.
Как всегда, на этом празднично-официальном и одновременно рабочем мероприятии вместе с Алексеем присутствовала его супруга Галина. Она в курсе всех служебных и общественных дел своего мужа.
– Для Алексея было очень важно «затащить» эти прекрасные дела в Россию, – сказала «Труду» Галина Немова. – Он под эгидой «Лауреуса» участвовал во многих мероприятиях, проводившихся за рубежом, и всегда сожалел, что многочисленные российские спортсмены оставались в стороне от них. Например, братьям Кличко и раньше удавалось нечто подобное организовать на Украине, и в программу подобных мероприятий включать в том числе мастер-классы. Здесь очень важно детей с отклонениями не отделять от здоровых спортсменов и показать, что нашему обществу нужен каждый ребенок.
В наше непростое время нужно проявить доброту и при этом показать, что больные дети не изолируются от здоровых. Мы с Алексеем очень рады, что первое мероприятие в России прошло успешно. В этих делах важна массовость, так что намечается поездка Алексея по различным регионам России в рамках этой программы.
– В вашей семье ожидается династия?
– Наш средний – Алексей уже перерос папу, так что из гимнастики он уже ушел. Занимается в международной школе, где на высоком уровне учат иностранным языкам. Активно занимается плаванием, баскетболом – там у него неплохо получается. Он – эстет, дипломат.
– Гимнастикой сколько времени он занимался?
– Когда учился в третьем классе, не захотел работать с новым тренером. Но благодаря гимнастике он физически окреп. 2 сентября ему исполнилось 12 лет.
– Несколько лет назад я с большим интересом смотрел шоу, организованное Немовым.
– Да, тот проект был привлекателен не только тем, что чемпионы мира и Олимпийских игр по пяти видам спорта показывали свои оригинальные программы, но и тем, что многие атлеты, закончив выступать за национальные сборные, были востребованы многочисленными зрителями. К сожалению, с наступлением кризиса этот проект пришлось свернуть.
Об организационных подробностях мероприятия корреспондент «Труда» поговорил с одним из партнеров «Лауреуса» в России – помощником спортивного директора российской Специальной Олимпиады Дарьей Захаровой:
– В 62 регионах России проводятся мероприятия по Специальной Олимпиаде. Кстати, президентом по Специальной Олимпиаде Санкт-Петербурга является Виталий Мутко. Официально Специальная Олимпиада была зарегистрирована в России в 1999 году. Но пришло это движение в Россию еще в 1991 году.
Связь с Паралимпийским комитетом у нас непрямая, потому что у нас и у него разные функции и задачи. Мы занимаемся массовым спортом, он – подготовкой сильнейших атлетов к Паралимпиаде и другим крупным турнирам. Но наши самые успешные спортсмены зачастую переходят под эгиду Паралимпийского комитета. Некоторые из наших бывших людей поехали в Лондон. С 2011 года мы проводим перепись. Сейчас по России у нас зарегистрированы 130 тысяч спортсменов, имеющих симптомы умственной отсталости и других патологий, связанных с этим.
– В Москве многие спортивные школы закрываются по причине дороговизны аренды помещения.
– Периодически и наши команды сталкиваются с подобной проблемой. Выкручиваемся по-разному. Например, команда по флорболу проводит тренировки два раза в неделю. Как правило, другие команды занимаются в своих спортивных залах. Иногда удается снимать городские залы за деньги. Или удается договориться бесплатно. Иногда находим спонсоров.
– В чем специфика турниров Специальной Олимпиады?
– По этому проекту в одной команде спортсмены (люди с отклонениями) объединены с партнерами, то есть со здоровыми людьми. В игровых видах спорта атлетов и партнеров поровну, а если нечетное число человек в команде, атлетов на одного больше. Смысл в том, что атлеты тянутся за партнерами, берут с них пример, чему-то у них учатся. В нашем обществе вообще не хватает доброго отношения к больным людям. Надеемся, наша программа в этом направлении даст толчок, пример многим гражданам России. Хотим, чтобы общество стало добрее.
В рамках нашей программы удачнее развитие идет в командным видах спорта, и особенно в парных. В индивидуальных видах спорта здоровых (особенно достигших высоких результатов в спорте) и больных людей сложнее объединить. В рамках Специальной Олимпиады развивается 30 видов спорта, в том числе и семь зимних. Самые многочисленные для Москвы и для России вообще: легкая атлетика, футбол, настольный теннис, баскетбол. В индивидуальных видах, таких как легкая атлетика, партнеры из здоровых спортсменов не участвуют – только как волонтеры.
Как это происходит на практике? Зачастую коррекционные школы сотрудничают и даже дружат с обычными школами, и таким образом они вместе собирают команду для участия на турнирах разных этапов Специальной Олимпиады. Очень активно сотрудничают студенты педагогических и медицинских вузов – для них кроме спортивной составляющей интересно проходить практику с прицелом на будущую профессию. Мы часто организуем мероприятия с названием «Прийди – попробуй», и многим после первого занятия становится и дальше интересно заниматься.
Обычно мы делим команды и спортсменов (в индивидуальных видах спорта) по дивизионам – согласно их возрасту, полу и уровню мастерства. В каждом дивизионе – по восемь участников. В конце каждого цикла сильнейший из каждого дивизиона переходит в более высокий дивизион, а слабейший – опускается в низший. Для спортсменов с тяжелыми нарушениями есть специальные соревнования – например, метания мягкого мяча и прыжок с места в легкой атлетике. Наши правила полностью согласованы с международными стандартами. А они таковы: чем выше уровень спортсменов, участвующих в Специальных Олимпиадах, тем меньше в его дивизионе правила отличаются от тех, что в соревнованиях здоровых атлетов. А у тяжелых групп очень много различных модификаций, адаптированных для слабых людей.
– Как будет развиваться ваше сотрудничество с «Лауреусом»?
– Мы в нынешнем году впервые получили грант от «Лауреуса», и эта международная академия теперь будет финансировать развитие объединенного спорта в рамках Специальных Олимпиад в шести регионах России: в Москве, Мурманске, Владимире, Перми, Томске, Саратове. Частично средства будут привлекаться также из российского бюджета и от спонсоров. Частично программа – где дело касается крупных турниров – взята нами из международной программы организации Speсial Olympic International, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Мы перевели три брошюры, напечатали и распространили в регионах. В них больше рассказывается именно о соревновательном аспекте Специальных Олимпиад, ведь по всему миру должны быть единые стандарты. А что касается методики подготовки к ним, то в этой сфере имеются прекрасные российские методики, и это подтверждают крупнейшие международные соревнования.