Проверка грузов на границе между Россией и Украиной, в ходе которой возникли трудности, была разовой акцией, сообщил советник президента РФ Сергей Глазьев. И добавил главное: «Если Украина подпишет соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, то Российская Федерация может ужесточить в ее отношении таможенное администрирование».
Напомним, что на прошлой неделе российские таможенники стали проводить сплошную проверку импорта с Украины. «Россия развязала против Украины торговую войну», — немедленно заявили в пресс-службе Федерации работодателей Украины — это аналог нашего РСПП. В ФТС России от комментариев отказались. Но теперь ясно: на российско-украинской границе прошла репетиция того, что скоро начнется между нашими странами на постоянной основе — полного экономического разделения на «ваших» и «наших».
Украина готовится подписать соглашение с Евросоюзом об ассоциации и зоне свободной торговли. Подписание планируется на ноябрь. Россия предлагает украинцам в ЕС не соваться, но вступить в Таможенный союз, обещая при этом даже льготу на природный газ. Украина не хочет. Казалось бы, вольному воля! Но соглашение Украины с ЕС предполагает взаимное устранение таможенных пошлин по большинству промышленных товаров (Украина снимает 99,1% пошлин, ЕС — 98,1%). Взаимная выгода получается не слишком большая: украинские экспортеры сэкономят 487 млн евро в год, европейские — 391 млн евро. Для сельхозпродукции предполагается переходной период в 10 лет. И это лишь начало.
Для России это чревато, предупреждает Сергей Глазьев: «На украинском рынке появится огромное количество европейских, турецких и прочих товаров, которые потом будут перетекать в Россию». И если для многих украинских товаров местного производства пересечение украинско-российской границы идет беспошлинно, нет гарантии, что под видом украинской продукции к нам не потечет мощный поток «дальнего импорта» — из той же Турции и так далее.
Чем ответит Россия, показала наша таможня: уже несколько дней она подвергает продукцию всех украинских производителей сплошной проверке, а документы — придирчивому изучению. Наиболее тщательно проверяются сертификаты происхождения СТ-1, доказывающие, что товары произведены именно на Украине и поэтому могут ввозиться без импортных пошлин. «Если это принесло неудобства и дискомфорт участникам внешнеэкономической деятельности, я приношу свои извинения, — уже заявил глава ФТС России Андрей Бельяминов. — Но мы всегда будем стоять на страже экономических интересов России».
К чему это приведет? На потоке основных грузов с Украины — ни к чему: почти 15% нашего импорта составляют железнодорожные вагоны, локомотивы и запчасти к ним, 14% — стальной металлопрокат и заготовки, 13% — реактивные, турбовинтовые и прочие двигатели, газовые турбины, насосы и компрессоры, 7% — электрооборудование (преимущественно трансформаторы), 6% — стальные трубы и крупные металлоконструкции из черных металлов. Их украинское происхождение проверить нетрудно. Но со скоропортящимися продуктами — молоком, сырами, мясом, сладостями и т. д. — уже начались проблемы.
А ведь это лишь маневры...