Россия и Польша почти поровну делят узкую полоску земли в заливе. Однако российской стороне принадлежит большая часть водной акватории, из-за чего все иностранные суда вынуждены заходить в польские порты по российскому каналу.
Поляки давно заявляли, что значительные сборы в пользу России сделали международное судоходство по этому маршруту нерентабельным. Конфликт обострился, когда российские пограничники после вступления соседнего государства в Евросоюз стали, как и положено, требовать у туристов, пересекающих водную границу, визы. В ответ поляки заявили о своем намерении прорыть второй, искусственный канал на принадлежащем им участке косы. Вислянский залив сейчас практически закрыт, там почти нет движения судов.
В Польше создан фонд для сбора средств на строительство новой водной артерии. Инициативная группа, занимающаяся разработкой проекта, уже представила его сметную стоимость: 70 миллионов злотых.
Возражая против этого проекта, калининградские специалисты считают, что Польша обязана согласовать его с российской стороной, а не принимать решение в одностороннем порядке, и требуют срочно остановить все технические разработки. Строительство искусственного канала может привести к серьезным экологическим последствиям для залива, являющегося уникальным нерестилищем ценных пород рыб. Вмешательство человека может погубить редкий природный комплекс. Прокладка канала к тому же осложнит и миграцию сухопутных животных. Это тоже надо учитывать, поскольку и Польша, и Россия подписали международную конвенцию о сохранении биологического разнообразия.